Виды нарушения зрения Диагностирование нарушений зрения Коррекция зрения

Почему мы хуже видим

Классификация нарушений зрения распределяет их на две группы: функциональные и органические. Функциональные являются самыми легкими с точки зрения исправления, если они были вовремя обнаружены (косоглазие, катаракта, близорукость, помутнение роговицы, астигматизм, дальнозоркость и прочее). Органические заключаются в нарушениях, которые касаются структуры глаза и отделов зрительной системы.

I.         Повреждения частей глаза или структурные нарушения.

II.        Нарушение рефракции, глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение.

III.      Поражение той части мозга, которое отвечает за взаимодействие с глазом.

И если врожденных пороков избежать сложно, то дальнейшим нарушениям каждый человек просто обязан препятствовать. В первую очередь, стоит начать с грамотного обустройства рабочего места, когда свет на монитор или рабочий стол падает сбоку, не создавая бликов, расстояние предмета от глаз 50-70 см и смотреть на него лучше сверху.

Профилактика нарушения зрения обязательно должна включать физические упражнения и специальную гимнастику для глаз. Самыми лучшими видами спорта с этой точки зрения признаны плавание, теннис, бадминтон. Они заставляют глаз постоянно фокусироваться на предметах и укрепляют воротниковую зону, что очень важно для хорошего зрения.

Правильное питание и своевременное поступление необходимых для зрения витаминов (А, С, D, E) поможет сохранить острое зрение на долгие годы. Также следует избегать стрессов, выделять время для отдыха и, конечно же, регулярно посещать окулиста.

Классификация причин нарушения зрения. Виды нарушения зрения.

Если зрение испортилось, то причиной может быть отслоение сетчатой оболочки глаза. Это опасная патология, которая может стать причиной слепоты. Уровень заболеваемости составляет 5–10 человек на 100000. Это наиболее частая причина слепоты и инвалидности. Известны 3 формы этой патологии:

  • травматическая;
  • первичная;
  • вторичная.

Способствуют отслоению следующие факторы:

  • попадание жидкости или инородного предмета;
  • интенсивные нагрузки;
  • черепно-мозговые травмы;
  • падения;
  • окклюзия артерий;
  • увеит;
  • опухоли;
  • токсикоз во время беременности;
  • тяжелая форма гипертонической болезни;
  • операции на глазах.

Историческая справка указывает, что отслоение чаще всего развивается у людей с нарушением рефракции. Чаще всего поражается 1 глаз. Дистрофия и вирусные инфекции — влияющие на состояние сетчатки факторы. При отслоении наблюдается быстрое ухудшение зрения в одном глазу. Дополнительными признаками являются ощущение пелены перед глазами, наличие тени в одном из полей зрения, вспышки и искры. На ранних стадиях симптомы выражены слабо.

Когда родители задаются вопросом, почему у ребенка падает зрение, искать ответ на него необходимо в первичных причинах. Они могут быть врожденные и приобретенные.

1. Врожденные причины:

  • нарушение зрения в результате негативного воздействия бактериальных и вирусных микроорганизмов, например, перенесенный грипп или воздействие паразитов на нервную систему ребенка;

  • дисфункция обмена веществ в период вынашивания ребенка;

  • генетическая предрасположенность;

  • врожденные опухоли мозга доброкачественного характера.

2. Приобретенные причины:

  • травмы (ушиб головой в раннем детском возрасте или травма, полученная при родах);

  • кровоизлияние, как внутриглазное, так и внутричерепное;

  • повышенное глазное давление;

  • последствия перенесенного заболевания;

  • преждевременные роды (может развиться так называемая ретинопатия недоношенных).

Виды нарушения зрения Диагностирование нарушений зрения Коррекция зрения

Даже учитывая всю сложность адаптации детей с нарушениями зрения, врачи рекомендуют посещать детский сад и школу; это поможет им в будущем, особенно в том случае, если снижение зрения невозможно устранить.

  • 43% – нескорректированные аномалии рефракции, такие как дальнозоркость, близорукость и астигматизм;
  • 33% – катаракта – частичное или полное помутнение хрусталика, естественной линзы глаза;
  • 2% – глаукома – повреждение нерва, соединяющего глаз с мозгом, вызвано повышенным давлением внутри глаза.

Среди распространенных причин также называют:

  • возрастную макулярную дегенерации (ВМД),
  • помутнение роговицы,
  • диабетическую ретинопатию,
  • врожденную слепоту,
  • трахому и онхоцеркоз.

Нарушения зрения чаще всего являются симптомами различных заболеваний:

  • заболеваний непосредственно самих глаз: хрусталика, роговицы или сетчатки;
  • общих заболеваний;
  • заболеваний тканей, окружающих глаз, мышц, жировой ткани, сосудов.

К факторам, которые могут вызвать нарушения зрения, отнесены следующие:

  • Дегенерация желтого пятна, ухудшение центральной части сетчатки;
  • Механические повреждения глаз;
  • Опухоли, поражающие глаз или окружающие его области;
  • Наличие диабета;
  • При наличии гипертонии (повышенное кровяное давление);
  • При цереброваскулярных заболеваниях – заболеваниях сосудов головного мозга;
  • Перенесение инсульта;
  • При атеросклеротических заболеваниях (отложениях холестерина в кровеносных сосудах, в том числе в глазных);
  • При заражении вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в результате заражения цитомегаловирусом, который оказывает влияние на глаза;
  • При дефиците витамина А;
  • При глазных инфекциях.


— слепые с полным отсутствием зрения и
дети с остаточным зрением, при котором
его острота равна 0,05 и ниже на лучше
видящем глазу;

— слабовидящие со снижением зрения от
0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой
коррекцией;

— дети с косоглазием и амблиопией [31, с.
7].

Слепота – наиболее резко выраженная
степень утраты зрения, когда невозможно
или сильно ограничено зрительное
восприятие окружающего мира вследствие
глубокой потери остроты центрального
зрения или сужения поля зрения, или
нарушения других зрительных функций.
Раннее наступление слепоты особенно
неблагоприятно сказывается на
психо­физическом развитии детей.

Виды нарушения зрения Диагностирование нарушений зрения Коррекция зрения

По степени сохранности остаточного
зрения различают абсолютную (тотальную)
и практическую слепоту. При абсолютной
слепоте на оба глаза полностью выключены
зрительные ощущения. При практической
слепоте наблюдается остаточное зрение,
при котором сохраняется светоощущение
или форменное видение. Светоощущение
позволяет отличать свет от тьмы.

— неравнозначностью взаимодействия
различных зрительных функций и
несоответствием их параметров;

— неустойчивостью зрительных возможностей
и снижением скорости и качества
переработки информации;


— наступлением быстрого утомления из-за
снижения функциональных возможностей
зрения [20, с. 16].

Слепота у детей бывает врожденной и
приобретенной. Врожденная слепота чаще
всего является следствием повреждений
или заболеваний плода в период
внутриутробного развития.

У слепых и слабовидящих детей преобладающей
причиной возникновения глазных
заболеваний является врожденная
патология глаз, недоразвитие зрительной
системы на фоне общего соматического
ослабления здоровья. Причиной врожденной
патологии зрения может быть наследственный
фактор, обусловливающий появление
катаракты, глаукомы, патологии сетчатки,
атрофии зрительного нерва, близорукости
и др.; иногда факторов, обуславливающих
снижение зрения, может быть несколько.

Причинами врожденных заболеваний и
аномалий развития органа зрения могут
быть различные заболевания матери во
время беременности (грипп, другие
вирусные заболевания, обострение
хронических болезней). Определенное
место среди причин глубокого нарушения
зрения занимают алкогольные и никотиновые
интоксикации, авитаминозы. Среди детей
с нарушением зрения следует выделить
группу недоношенных детей с ретинопатией
(снижение чувствительности сетчатки),
при которой чаще всего наступает
тотальная слепота.

Врожденная атрофия зрительного нерва
наблюдается как самостоятельное
заболевание, причина которого
наследственные или врожденные аномалии.
Частичная атрофия зрительного нерва
может быть сопутствующим нарушением
при других глазных заболеваниях. При
атрофии зрительного нерва нарушения
произвольных и непроизвольных движений
глаз могут быть связаны с поражением
ЦНС.

Слабовидение – это значительное снижение
остроты зрения, при котором центральное
зрение на лучше видящем глазу находится
в пределах 0,05-0,2 или выше – 0,3 при
использовании оптической коррекции. К
слабовидящим относят и тех детей, острота
зрения которых может быть и более
высокой, если при этом-глазное заболевание
прогрессирует.

Слабовидение возникает вследствие
глазных болезней на фоне общего
заболевания организма. Чаще всего
причиной слабовидения является аномалия
рефракции. Наиболее распространенная
ее форма – миопия (близорукость),
достаточно часы гиперметропия
(дальнозоркость) и астигматизм.

При слабовидении так же, как при слепоте,
дефекты зрения делятся на прогрессирующие
и стационарные. К прогрессирующим
относятся случаи первичной и вторичной
глаукомы, атрофии зрительных нервов,
пигментная дегенерация сетчатки,
злокачественные формы близорукости,
отслойка сетчатки и др. К стационарным
(пороки развития) – микрофтальм,
альбинизм, дальнозоркость, астигматизм
высоких степеней, а также непрогрессирующие
последствия заболеваний и операций
(стойкие помутнения роговицы, катаракта),
послеоперационная афакия и др.

Косоглазие и сопровождающая его амблиопия
проявляются в нарушении бинокулярного
видения, в основе которого лежит поражение
различных отделов зрительного анализатора
и его сенсорно-двигательных связей.
Косоглазие не только приводит к
расстройству бинокулярного видения,
но и препятствует его формированию.
Косоглазие возникает вследствие
понижения остроты;

Термин «косоглазие» объединяет различные
по происхождению и локализации поражения
зрительной и глазодвигательной систем,
вызывающие периодическое или постоянное
отклонение (девиацию) глазного яблока.
Косоглазие характеризуется постоянным
или периодически отклонением одного
из глаз от совместной точки фиксации и
на рушением функции бинокулярного
зрения.

Термином «амблиопия» обозначают такие
формы поражения зрения, которые не имеют
видимой анатомической или рефракционной
основы. Наиболее частой причиной
амблиопии у детей бывает косоглазие,
или страбизм, – не параллельность
оптических осей глаза, при этом в 85-90%
случаев косоглазия наблюдается разная
степень снижения зрения, т.е. появление
амблиопии. Различают следующие виды
амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная,
рефракционная, истерическая [17, с. 51].

Таким образом, понимание структуры
зрительного дефекта позволяет организовать
не только соответствующую медицинскую
помощь, но правильно осуществлять
психолого-педагогическую коррекционную
работу.

  • генетически обусловленные заболевания — изменение размеров глазного яблока, катаракта и многие другие;
  • врожденные доброкачественные образования в головном мозге ребенка, которые проявляются по мере взросления малыша;
  • разнообразные заболевания матери во время беременности (вирусные и инфекционные заболевания или нарушение обмена веществ, сильные психологические потрясения);
  • наследственная предрасположенность — обычно она включается в моменты сбоя работы нервной системы, поэтому так важно создавать для малыша спокойные условия развития, без стрессов и потрясений;
  • социальные и бытовые условия (плохое питание, бедное витаминами, неблагоприятные природные и климатические условия).
  • Альбинизм : это врождённое состояние, которое может вызвать нарушения зрения, а также отсутствие у человека пигментации кожи, волос и глаз. В частности, условием, которое характеризует большинство людей-альбиносов с нарушениями зрения или слепотой является глазокожный альбинизм (ОСА), который образуется при мутации гена тирозиназы (TYR), ответственного за производство пигмента меланина белков.[13] ОСА характеристики включают 1) светочувствительность или светобоязнь (просвечивание радужной оболочки), 2) непроизвольные движения глаз (нистагм), 3) астигматизм, и 4) сильное, но часто функциональное, снижение остроты зрения.[13]
  • Амблиопия : — категория потери зрения или нарушения зрения, которая обусловлена факторами, не связанными с аномалиями рефракции или сосуществующих глазных болезней[14] Амблиопия — состояние, когда зрительная система ребёнка не созревают как обычно, потому что ребёнок либо страдает от преждевременных родов, кори, дефицита витамина А или менингита.[15] Если не вылечить в детстве, амблиопия настоящее время неизлечима в зрелом возрасте, потому что эффективность хирургического лечения меняется по мере взросления.[15] Следовательно, амблиопия является ведущей причиной в мире детской потери зрения в одном глазу.[14] В лучшем, очень редком случае, правильно обработанным пациентам с амблиопией можно вернуть остроту зрения 20/40.[14]
  • Катаракта : эта врождённая и педиатрическая патология, которая описывает поседение или непрозрачность хрусталика, которая чаще всего вызвана внутриутробными инфекциями, нарушением обмена веществ и генетически передаваемыми синдромами.[16] Катаракта является ведущей причиной детской и взрослой слепоты, распространённость которой удваивается каждые десять лет в возрасте после 40 лет.[17] Следовательно, сегодня катаракта чаще встречается среди взрослых, чем у детей.[16] То есть, у людей повышаются шансы развития катаракты по мере старения. Тем не менее, катаракта, как правило, имеют большую финансовую и эмоциональную нагрузку на детей, как они должны пройти дорогой диагноз, долговременные реабилитацию и визуальную помощь.[18] Кроме того, иногда пациенты получают необратимую амблиопию[16] после хирургии детской катаракты, потому что катаракта препятствует нормальному созреванию зрения до операции.[19] Несмотря на большой прогресс в лечении, катаракта остаётся глобальной проблемой как в экономически развитых, так и развивающихся странах.[20] В настоящее время, с учетом различных вариантов решений, а также неравного доступа к операциям по удалению катаракты, лучший способ уменьшить риск развития катаракты — избегать курения и длительного облучения солнечным светом (например, УФ-В лучи).[21]
  • Помутнение роговицы
  • Дегенеративная близорукость
  • Диабетическая ретинопатия : является одним из проявлений микрососудистых осложнений диабета, которое характеризуется слепотой или снижением остроты зрения. То есть, диабетическая ретинопатия описывает кровоизлияния в сетчатку и стекловидное тело или блокировку капилляров сетчатки, вызванную увеличением уровня гликированного гемоглобина HbA1c,[22], который измеряется уровнем глюкозы или сахара в крови.[23] В самом деле, когда A1C увеличивается, люди, как правило, более рискуют развитием диабетической ретинопатии, чем других микрососудистых осложнений, связанных с диабетом (например, хронической гипергликемии, диабетической нейропатии и диабетической нефропатии).[24] Несмотря на то, что только 8 % взрослых от 40 лет и старше из нарушений зрения угрожает диабетическая ретинопатия (например непролиферативная диабетическая ретинопатия или NPDR и пролиферативная диабетическая ретинопатия или PDR), на это глазное заболевание приходилось 17 % случаев слепоты в 2002 году.[25]
  • Глаукома : также известная как увеитическая глазная гипертензия[26] . является врождённым детским глазным заболеванием с повышенным внутриглазным давлением (ВГД).[27] Глаукома вызывает потерю полей зрения, а также гибель зрительного нерва.[28] Ранняя диагностика и лечение глаукомы у пациентов необходимы потому, что глаукома вызывается неспецифическими уровнями ВГД.[29] Кроме того, ещё одной проблемой точной диагностики глаукомы является то, что заболевание имеет четыре этиологии: 1) синдром воспалительной глазной гипертензии (IOHS); 2) сильное закрытие увеитического угла; 3) вызванная кортикостероидами; и 4) гетерогенный механизм, связанный со структурными изменениями и хроническим воспалением.[30] Кроме того, часто педиатрическая глаукома сильно отличается в этиологии и ведении от взрослой глаукомы.[31] В настоящее время, лучший признак детской глаукомы наличие в детстве ВГД 21 мм рт.ст. или больше.[32] Одним из наиболее распространённых причин детской глаукомы является хирургическое удаление катаракты, которая приводят к заболеваемости примерно 12,2 % среди младенцев и 58,7 % среди 10-летних.[33][34]
  • Макулярная дегенерация
  • Пигментный ретинит
  • Ретинопатия недоношенных : наиболее распространённая причина слепоты у детей раннего возраста во всем мире. В наиболее тяжёлой форме, ROP вызывает отслоение сетчатки, с сопутствующей потерей зрения. Лечение направлено, главным образом, на предупреждение, с помощью лазера или терапии с использованием препарата Бевацизумаб.
  • Болезнь Штаргардта
  • Трахома
  • Увеит : представляет собой группу из 30 внутриглазных воспалительных заболеваний[35], вызванных инфекциями, системными заболеваниями, органоспецифическими аутоиммунными процессами, раком или травмой.[36] То есть, увеит относится к категории сложных глазных болезней, которые могут привести к слепоте, при отсутствии лечения или неправильной диагностике.[37] В настоящее время проблемой точной диагностики увеита является то, что часто причина или этиология конкретного глазного воспаления либо неизвестны, либо многосторонни.[35] Следовательно, около 3-10 % жертв увеита в развитых странах, и около 25 % жертв в развивающихся странах, становятся слепыми из-за неправильной диагностики и из неэффективного назначения препаратов.[38] Кроме того, увеит представляет собой разнообразные категории глазных болезней, которые подразделяются на гранулематозные (или опухолевые) или не гранулематозные, передний, средний, задний или панувеит.[39] Другими словами, увеитические заболевания, как правило, можно классифицировать по их анатомической локализации в глазе (например, сосудистой оболочки, сетчатки или хрусталика), а также по создаваемым осложнениям, способным вызвать катаракту, глаукому, повреждения сетчатки, возрастную макулярной дегенерацию или диабетическую ретинопатию.[40]

Эпидемиология

Текущие данные увеличения распространённости нарушений зрения говорят о наличии 284 млн слабовидящих,[51] 10 % из которых живут в развитых странах мира, это означает, что текущая глобальная величина нарушений зрения больше.[50] По всему миру на каждого слепого человека, в среднем приходится 3,4 человека с плохим зрением; в зависимости от страны и региональных различий в пределах от 2,4 до 5,5.[52]

По возрасту : нарушение зрения неравномерно распределены по возрастным группам. Более 82 % всех людей слепы в возрасте от 50 лет и старше, хотя они составляют лишь 19 % населения мира. В связи с ожидаемым количеством прожитых в слепоте лет, (слепых лет), детская слепота остаётся серьезной проблемой с ожидаемыми 1,4 миллиона слепых детей, не достигших возраста 15 лет.

По полу : Проведённые исследования постоянно показывают, что в каждом регионе мира, и для всех возрастов, женщины имеют значительно более высокий риск нарушений зрения, чем мужчины.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Резко упало зрение: причины и что делать?

По географии : Нарушения зрения не распределяются равномерно по всему миру. Более 90 % людей с ослабленным зрением живут в развивающихся странах.[52]

Это оценки 1990-х годов, новые данные, основанные на мировом населения 2002 года показывают снижение числа слепых и слабовидящих, и тех, кто слеп от последствий инфекционных заболеваний, но увеличение числа людей, кто слеп от условий, связанных с ростом продолжительности жизни.[52]

Классификация нарушений зрения

Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

  • близорукость (истинная и ложная формы патологии);

  • дальнозоркость;

  • косоглазие;

  • астигматизм;

  • амблиопия.

Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок.Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).

Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.

Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.


Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.

Нарушение зрения

Амблиопия, или «ленивый глаз» — особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

Уровень нарушения определяется степенью снижения остроты зрения. Она зависит от того, способен ли видеть глаз две ярких точки, находящихся на минимальном к нему расстоянии. В том случае, когда глаза детей способны различать буквы или знаки, расположенные на десятой строке офтальмологической таблицы (расстояние от ребенка до таблицы 5 метров), их зрение считается нормальным и соответствует значению 1,0. Отклонение вниз или вверх от 10 строки соответствует изменению остроты на значение 0,1.

1. Слабовидящие дети – нарушение развития остроты зрения соответствует значениям 0,05-0,2. Но даже при значительном отклонении от нормы дети впитывают информацию посредством зрительных образов. Посещая детский сад и школу, ребенок в полном объеме может воспринимать учебный материал, в том числе нет ограничений к письму или чтению.

2. Слепые дети – диагностируется полная остановка развития зрения, образное восприятие информации отсутствует. Может присутствовать остаточное зрение, соответствующее значению 0,04 на самый видящий глаз с использованием средств коррекции зрения, иногда способность различать свет сохраняется. По назначению врача рекомендуется домашнее обучение или детский сад и школа компенсирующего типа.

3. Частично слепые дети – сохраняется возможность различать свет и формировать образы, степень развития остроты зрения соответствует значению 0,005-0,4

4. Полностью слепые дети (тотальная слепота) – зрительные образы отсутствуют. Детям не рекомендуется посещать сад, требуется индивидуальное обучение и воспитание.


1. Дети, слепые от рождения – имеют тотальную слепоту, которая была диагностирована сразу при рождении или наступила в течение первых трех лет жизни.

люди с нарушением зрения

2. Дети, ослепшие постепенно – с рождения развитие функции зрения происходило, но в возрасте до 6 лет и после – остановилось. 

  • расстройство рефракции, которое предполагает угнетение способности глаза четко рассматривать объекты, расположенные на определенной дистанции от органов зрения;
  • расстройство аккомодации, подразумевающее, к примеру, пресбиопию, или говоря простым языком дальнозоркость, когда человек не может четко рассмотреть объекты, находящиеся на различном удалении;
  • расстройство периферического или бокового зрения, когда человек не в состоянии разглядеть четко предметы, расположенные по сторонам от органов зрения либо не может рассмотреть движущиеся предметы;
  • расстройство адаптационной способности глаз, когда, например, зрение ухудшается при попытке приспособиться к условиям быстро изменяющего свою интенсивность освещения;
  • расстройство способности глаза ориентироваться в условиях сумерек либо в затемненном помещении. Такое нарушение носит в народе название куриная слепота.
  • Нарушение рефракции, т. е. ухудшение способности глаза различать четко предметы, находящиеся на определенном расстоянии от глаза.
  • Нарушение аккомодации – например пресбиопия, ухудшение четкости при разглядывании различно удаленных предметов.
  • Нарушение периферического зрения — ухудшение способности видеть объекты расположенные сбоку от глаз, предметов в движении.
  • Нарушение адаптации – это нарушение зрения характеризуется ухудшением адаптации глаза в условиях с быстро меняющимся освещением. Например, с этим видом нарушения зрения глаз длительное время приспосабливается к темноте, либо вообще не может адаптироваться.
  • Гемералопия — нарушение способности ориентироваться в сумерках или в темном помещении (nyctalopsia — куриная слепота).

Все виды нарушений зрения можно разделить на две группы – органические и функциональные виды нарушений зрения.

  • Заболевания структур глаза или глубокие нарушения работы органов зрения (катаракта – изображение становится мутным, глаукома и пигментная ретинопатия – сужаются поля зрения, дегенерация желтого пятна – темное пятно перед глазами, дегенерация стекловидного тела – паутинка перед глазами и т.д.)
  • Заболевания нервной системы (могут выпадать поля зрения, искривляться изображение, двоиться предметы при инсультах, опухолях нервной системы, после травм)
  • Гормональные заболевания (при диабетической ретинопатии перед глазами появляются пятна)
  • Заболевания сосудов (при гипертонии поражаются сосуды глаза)
  • Психические заболевания (например, истерия)
  • Отравления (неожиданно возникшее двоение предметов может быть первым признаком ботулизма (!), часто сопровождается нарушением речи, отклонением языка, тошнотой и рвотой; особенно, если такая симптоматика развилась у нескольких людей, принимавших пищу вместе)

В качестве основной в медицине используется классификация нарушений зрения в зависимости от способности человека видеть.

  1. Слепота. Присуще полное отсутствие зрительных ощущений или  остаточное зрение. При ношении очков отмечается максимальная острота зрения  — 0,04 или только способность к светоощущению.
  2. Абсолютная или тотальная слепота. Характерно полное отсутствие зрительных ощущений или наличие светоощущения, форменное зрение с остротой от 0,005 до 0,04.
  3. Слабовидящая слепота. Острота зрения от 0,05 до 0,2. При таком зрении глаза выполняют свою информативную функцию.

В зависимости от времени появления дефекта в офтальмологии выделяется следующая классификация нарушений зрения:

  • слепорожденные. К ним относятся все рожденные с абсолютной слепотой или же ослепшие до возраста 3 лет;
  • ослепшие. Это люди, утратившие способность видеть в возрасте более 3 -х лет.

В основе данной классификации нарушений зрения лежит наличие частичного или полностью отсутствующего представления об окружающем мире.

Виды нарушения зрения Диагностирование нарушений зрения Коррекция зрения

Любой человек с ослабленным зрением не корректируемым очками или контактными
линзами является ущербным по зрению. Всемирная организация здравоохранения
использует следующие классификации нарушения зрения. Когда острота зрения
лучшего глаза с наилучшей коррекцией:

  • от 20/30 до 20/60: считается мягкой потерей зрения, или почти нормальным зрением
  • от 20/70 до 20/160: считается умеренным нарушением зрения, или умеренно ослабленным зрением

Юридическая слепота

  • от 20/200 до 20/400: считается серьезным нарушением зрения или тяжёлой формой снижением зрения
  • от 20/500 до 20/1000: считается глубоким нарушением зрения, или глубокой потерей зрения
  • Более 20/1000: считается почти полным нарушениями зрения или почти полной слепотой
  • Нет восприятия света: считается общим нарушения зрения или полной слепотой
ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Где откладываются соли у человека

Есть также уровни нарушения зрения, основанные на потере полей зрения (потеря периферического зрения).

В Соединённых Штатах, любой человек с не корректируемым зрением, хуже чем 20/200 в лучшем глазу, или который имеет 20 градусное (диаметр) или менее остаточное поле зрения, считается слепым или может быть отнесён к инвалидам и возможно включен в некоторые программы, финансируемые государством.

Глаза человека, у которого диагностировали нарушение рефракции, не способны четко рассматривать находящиеся в отдалении предметы. Рефракционные нарушения являются одной из самых частых патологий зрения. Некоторые специалисты утверждают, что сегодня около 30% людей имеют нарушения рефракции. К данной патологии относят близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Нарушение аккомодации подразумевает четко рассматривать предметы, расположенные на разном расстоянии.

Развитие у человека миопии

Часто выявляется снижение четкости зрения. Это патологическое состояние, при котором нарушается рефракция глаза. В основе лежит усиленное преломление лучей. В результате этого изображение возникает не на самой сетчатке, а немного впереди нее. Иначе это состояние называется близорукостью. Такие люди видят плохо с любого расстояния, но лучше — вблизи.

До 30% взрослых страдает миопией. Первые симптомы часто появляются в подростковом возрасте. Почему портится зрение, известно каждому офтальмологу. Факторами риска развития близорукости являются:

  • наследственность;
  • перегрузка цилиарной мышцы;
  • спазм аккомодации;
  • низкая освещенность рабочей зоны;
  • чтение в транспортном средстве;
  • применение гаджет-устройств;
  • неправильная поза во время чтения;
  • инфекционные заболевания;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нарушение микроциркуляции.

Проявления миопии усиливаются при недостатке в организме цинка, марганца, меди и хрома. Очень часто близорукость сочетается с астигматизмом, косоглазием и амблиопией. Различают 3 степени миопии. При легкой близорукости преломляющая способность глаза изменяется не более чем на 3 дптр. При средней степени миопии это значение достигает 6 дптр. Тяжелая форма близорукости характеризуется нарушением рефракции более чем на 6 дптр.

Острота видения предметов может ухудшаться еще в школе. Возможны следующие симптомы:

  • быстрая зрительная усталость;
  • головная боль;
  • нарушение зрения вдаль;
  • прищуривание глаз;
  • нарушение ориентации в темноте;
  • боль;
  • ломота в глазах.

В случае быстрого прогресса миопии требуется часто менять очки или контактные линзы. У младших школьников могут возникать проблемы с учебой. Иногда развивается слабо выраженное пучеглазие. Причина — расширение глазной щели на фоне увеличения размера глазного яблока. Может ухудшаться работа стекловидного тела.

Если ухудшилось зрение, то причиной может быть ложная близорукость. Она развивается при повышении тонуса цилиарной мышцы. Близорукость может прогрессировать ежегодно или же функция глаза не меняется с течением времени. В последнем случае менять очки не требуется.

Часто ухудшается зрение по типу диплопии. Это патологическое состояние, при котором окружающие предметы двоятся. Различают горизонтальную и вертикальную диплопии. Данный недуг может являться симптомом серьезной патологии. Известны следующие причины диплопии:

  • поражение черепных нервов;
  • нарушение работы глазодвигательных мышц;
  • поражение нервных пучков;
  • рассеянный склероз;
  • инсульт;
  • синдром Миллера-Фишера;
  • миастения;
  • опухоли мозга;
  • ботулизм;
  • острое отравление;
  • сахарный диабет.

При нарушении функции органа зрения возникает двоение в обоих или одном глазу. Дополнительные симптомы диплопии включают головокружение, косоглазие и нарушение ориентации человека в пространстве. Больные люди часто изменяют положение головы. Это помогает улучшить зрение.

При незначительном снижении остроты зрения, которое легко поддаётся коррекции, если начать лечение до того, как ребенок пойдет в сад, то к моменту поступления в школу состояние полностью нормализуется.

Нарушение зрения

Дети с патологиями зрения средней тяжести могут чувствовать себя неполноценными, поэтому очень важно, чтобы родитель вселил в него ту уверенность, которой недостает ребенку. Если он посещает обычный детский сад, то необходимо попросить помощи у воспитателей, которые также поддержат малыша в трудную минуту.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения отличается от обычных программ развития. Родители играют основополагающую роль в адаптации ребенка к различным ситуациям. Главными помощниками в познании мира детьми с плохим зрением являются слух и тактильный контакт. Ввиду этого необходимо обращать особое внимание на развитие речевой функции, родители должны много разговаривать с малышом.

Выбирать детский сад и школу необходимо очень тщательно. В специализированных учебных заведениях работают педагоги со специальным образованием, которые четко понимают, как необходимо выстраивать обучение  и проводить физическое воспитание детей с нарушением зрения.

Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

Оптическое восприятие осуществляется зрительным анализатором, имеющим сложную нервно-рецепторную систему, реализующую восприятие и анализ зрительных раздражений. Структурно и функционально зрительный анализатор — самый сложный и наиболее совершенный орган, взаимодействующий с другими анализаторами (двигательным, тактильным, слуховым) и образующий с ними сложные динамические системы связи.

Зрительный анализатор состоит из периферического отдела (глаза), проводникового отдела (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области).

Врожденные нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны воздействием на него различных патогенных факторов в период эмбриогенеза (токсоплазмоз, воспалительные процессы, нарушения обмена) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения). К аномалиям наследственной этиологии могут быть отнесены:

  1. микрофтальм — грубое структурное изменение глаза;
  2. антофтальм — врожденное безглазие;
  3. катаракта — помутнение хрусталика;
  4. пигметная дистрофия (дегенерация) сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения;
  5. астигматизм — аномалия рефракции, т. е. преломляющей способности глаза.

Приобретенные аномалии распространены меньше, чем врожденные. Однако внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы вследствие осложненных родов, различные травматические повреждения мозга в послеродовой период могут привести к нарушению зрения. Глаукома, атрофия зрительного нерва, заболевание центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после гриппа, также могут вызывать различные по степени нарушения зрительной функции.

В школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость.

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях.

Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

Исследования патологии сенсорной сферы подтвердило предположение Л. С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка.

Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, то у аномального ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящих общее развитие. Такая характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка.

Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого, по данным Л. Н. Солнцевой, игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете.

Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создает своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития.

Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность слепого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У такого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового, двигательного анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы.

Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями по исправлению недостатков двигательных функций, ориентировке в пространстве.

Причины нарушения зрения у детей

Дети с проблемами зрения очень зависимы от родителей в плане развития, а если они посещают сад или школьное учреждение, то в часы пребывания на обучении – от педагогов и воспитателей. Психология детей с различными отклонениями во многом отличается от состояния здорового ребенка. Особенности детей с нарушением зрения заметны с первых минут пребывания ребенка в кругу сверстников, не имеющих патологий зрения:

  • плохая координация движений, особо заметная при подвижных играх в детском саду или на площадке. Отсутствие инициативы обусловлено неуверенностью в своих движениях;

  • мимика, жесты и зрительный контакт с другими людьми сильно ограничены, в некоторых случаях отсутствуют полностью;

  • в школьном и подростковом возрасте отличительной чертой детей с нарушением развития зрения является чрезмерное развитие функции речи; при этом период, когда ребенок посещает сад (примерно 3-6 летнего возраста), характеризуется задержкой развития речи;

Помимо этого, особенности детей с плохим зрением играют роль и в процессе медицинских обследований. Когда падает зрение, необходимо больше времени для сосредоточения, поэтому врачи на таких детей затрачивают почти в два раза больше времени. Прежде чем дать ответ на какой-либо вопрос, дети с нарушением зрения тщательно обдумывают каждое свое слово и движение, при этом они требуют постоянного одобрения и подтверждения правильности своих действий у взрослых: дома у родителей, а если ходит в сад, то у воспитателей.

В зависимости от того, каковы особенности снижения остроты зрения и какими причинами это вызвано, врач всегда подскажет правильные действия по отношению к ребенку, определит, нужно ли ему домашнее обучение и воспитание, или можно посещать детский сад и школу.

Наиболее сложный период в жизни каждого ребенка, особенно тех, у которых плохое зрение – это возраст от 1 года и до 7 лет. В этот период происходит стремительное развитие и формирование главных жизненных функций человека. В этом возрасте физические нагрузки на ребенка усиливаются, что обусловлено поступлением в детский сад, посещением различных кружков и секций

Родителям необходимо контролировать состояние малыша, регулярно посещать плановые осмотры у офтальмолога (1 раз в 4 месяца). При этом, чем выше нагрузка на ребенка, тем чаще дети с патологией зрения должны посещать врача.

Начиная с возраста 3 лет, на осмотре специалисты тестируют детей с нарушением зрения разными методами, чаще всего используется таблица Орловой, в которой буквы заменены простыми картинками (звезды, елки, треугольники). При обнаружении нарушений рекомендуется специальная гимнастика, а если ребенок посещает сад компенсирующего типа, то все рекомендации от врача поступят в дошкольное учреждение.

Такие дети отличаются от сверстников, не имеющих проблем со здоровьем, и поэтому им следует посещать специализированный детский сад.


На следующем этапе происходит знакомство с взрослыми, которые, в свою очередь, должны уметь заинтересовать и расположить к себе ребенка.

Незадолго до того, как ребенок будет посещать сад на постоянной основе, воспитатели предлагают посещение нескольких консультаций с ребенком, что позволяет снизить его страх перед незнакомым местом.

Возможно, родителям следует посетить несколько дошкольных учреждений и выбрать тот детский сад, в котором ребенок будет чувствовать себя более комфортно и процесс развития пойдет лучше.

По завершению адаптационного периода действия воспитателей будут направлены на то, что бы определить особенности личности и распознать психологические проблемы. На основании полученных сведений будет разработан индивидуальный план занятий с ребенком, посещающим специальный детский сад.

Дети с проблемами зрения медлительны, не скоординированы, плохо чувствуют равновесие, не так сильны и выносливы, как здоровые.


Благодаря специально разработанным программам развития у малышей происходит формирование уверенности в своих движениях. Чаще всего занятия представлены подвижными играми, с использованием различных предметов: мяча, кеглей, кубиков и т.п.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Зрение минус 1 - что это значит? Что делать?

Нередко у малышей с патологиями зрения диагностируют проблемы осанки, искривление позвоночника, наличие асимметрии разных частей тела. Для каждого ребенка программа физического воспитания разрабатывается на основании индивидуальных нарушений и отклонений. Если выбран специализированный детский сад или школа, то зачастую офтальмологи передают назначения занятий непосредственно физическим воспитателям, которые по рекомендациям строят программу развития.

Первые годы жизни ребенка – это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит, в период с 3 до 7 лет достигается наилучший эффект при лечении вовремя выявленных проблем. Поэтому врачи-офтальмологи говорят, что основное, что должны знать родители о зрении своего ребенка – все основные проблемы со зрением детей появляются до 7 лет.

При этом с заболеванием бороться уже сложнее, так как потеряно драгоценное время, а потому усилий для получения хорошего результата будет затрачено намного больше. К сожалению, в детских садах обследование зрения проходит номинально, а самостоятельно определить, есть ли у ребенка проблемы, очень сложно. Ведь, если ребенок не испытывает резкой боли, ему зачастую просто не понять, что он плохо видит.

А уже после 12 лет проблемы с нарушением зрения у детей как правило не поддаются терапии и остается только ждать окончания детства, чтобы начать бороться с проблемой по-взрослому, то есть делать лазерную коррекцию зрения и другие операции, которых можно было бы избежать. Понятно, что все это также накладывает определенный отпечаток на психологию этих людей. Кроме того такие люди подвержены всевозможного рода опасностям ввиду плохого зрения. Это и падения, столкновения на улицах, дорожно-транспортные происшествия.

Дети с нарушением зрения, как правило, имеют меньшую двигательную активность, что приводит к таким физическим нарушениям, как неправильная осанка и плоскостопие, также нарушается функциональная деятельность сердечнососудистой системы и дыхания.

Основные особенности детей с нарушением зрения заключаются в том, что они познают мир с помощью слуха и осязания. Поэтому представление об окружающем мире у них отличное от обычного, а качество образов совсем другое. К сожалению, развитие детей с нарушением зрения происходит намного медленнее, что оказывает влияние на развитие памяти, речи и воображения. Заниматься со слабовидящими или слепыми детьми должны специально обученные преподаватели, которые смогут максимально стереть границу между ними и здоровыми малышами.

Нарушением у детей считается зрение остротой менее 0,3, с диапазоном просмотра менее 15 угловых градусов. Эти данные позволяют выявить детей, которым необходима медицинская помощь.

Нарушение зрения мешает малышам познавать окружающий мир, ограничивает их ориентацию в пространстве, лишает их возможности заниматься любимыми видами деятельности.

Существуют методы раннего распознавания детей с расстройствами зрения. Это несколько тестов, позволяющих определить группу риска и тем самым сделать все возможное для исправления ситуации.Самый простой из них уже можно проводить в возрасте трех месяцев.

Возьмите яркий фонарик или светящуюся игрушку. Держите ее на расстоянии 10-15 см от лица ребенка, перемещая ее в разных направлениях. Внимательно следите за движениями ребенка. Если у него не проявляется никакой реакции, то необходимо незамедлительно обратиться к специалисту.

Относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4.

Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и у нормально видящих детей, т. е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых.

Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

В условиях обычного школьного режима у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или направлении в специальное коррекционное учреждение.

Астигматизм у мужчин и женщин

Опытным врачам известна не только классификация нарушений зрения, но и такая патология, как астигматизм. При нем на сетчатке формируется искаженное изображение. Ухудшение зрения на один глаз наблюдается при изменении рефракции на 1 дптр и более. Астигматизм диагностируется реже миопии и гиперметропии. Его доля в общей структуре нарушений рефракции достигает 10%.

Все это может привести к развитию приобретенного астигматизма. Известны 2 клинические формы этой патологии: правильная и неправильная. Астигматизм часто сочетается с близорукостью и дальнозоркостью. Человек узнает о том, что зрение садится, чаще всего в дошкольном или школьном возрасте.

Дети путают буквы или же изменяют их расположение в словах. Они предъявляют жалобы на плохое зрение. Окружающие объекты видятся расплывчатыми и искаженными. Часто появляется боль в области надбровных дуг и головы. Такие люди не переносят очки. Пропадает четкость видения предметов. Дополнительные симптомы включают жжение, двоение и гиперемию. При зрительной работе глаза очень быстро устают. Больные не могут точно оценить расстояние между объектами.

Как распознать нарушение зрения у детей

Очень важно, чтобы все люди осматривались лицами, специализирующимися на проблемах низкого зрения, чтобы исключить потенциальную медицинскую или хирургическую коррекции проблемы и определить необходимую рефракцию для назначения нормальных очков и оптических средств. Только врач достаточно квалифицирован, чтобы эффективно оценить угрозу визуальному функционированию зрительной системы.[41]

Методы лечения больных

Если выявлены дефекты зрения, то требуется лечение. Оно определяется основным заболеванием. Какимспособом избавиться от близорукости, известно не всем. При миопии 1–2 раза в год требуются курсы медикаментозной терапии. Общее лечение включает прием витаминов, применение мидриатиков, препаратов кальция, средств, улучшающих мозговой кровоток, физиопроцедуры. Обязательно проводится коррекция зрения при помощи очков или контактных линз.

Пациенты садятся, а врач подбирает нужные линзы. При быстром прогрессе миопии требуется операция (склеропластика или термокоагуляция). Хороший эффект дает лазерная терапия. Проводятся такие вмешательства, как LASIK и LASEK. Как остановить ухудшение зрения при дальнозоркости, знает каждый опытный офтальмолог.

При гиперметропии проводится аппаратное лечение. Лазерная терапия применяется с 18 лет. Эффективна фоторефракционная кератэктомия. В тяжелых случаях может потребоваться удаление хрусталика. Если дефекты зрения обусловлены катарактой, то лечение зависит от стадии заболевания.

При старческой форме помутнения хрусталика применяются глазные капли на основе таурина, аминокислот, витаминов и антиоксидантов. Консервативное лечение, являющееся наиболее распространенным, малоэффективно. Операция показана при набухающей и перезрелой катаракте, а также подвывихе хрусталика и осложнениях в виде глаукомы.

Проводится экстракция иди факоэмульсификация. В последнем случае хрусталик заменяются интраокулярной линзой. Если выявлена глаукома, независимо от степени нарушения зрения, требуется медикаментозная терапия. Применяются миотики, симпаомиметики, простагландины (Латанопрост, Ксалатан), бета-адреноблокаторы (Бетофтан, Бетоптик, Бетоптик С, Бетаксолол), альфа и бета-адреноблокаторы (Проксодолол).

Эффективно радикальное лечение. Если зрение упало на фоне вирусных или бактериальных заболеваний, то назначаются местные противомикробные и противовоспалительные лекарства. Всем больным необходимо снизить зрительную нагрузку, проводить гимнастику для глаз, отказаться от курения и алкоголя, больше двигаться и меньше времени проводить за гаджет-устройствами. Травматичная игровая деятельность запрещена.

Отсутствие лечения может привести к слепоте при многих заболеваниях.Слепота может возникнуть быстро при острых нарушениях зрения без скорой медицинской помощи.

Многих очень пугает снижение зрения вблизи после 40 лет. У всех у нас после 40 начинает понемногу снижаться слух (пресакузия) и зрение (пресбиопия) – это нормальные возрастные изменения тканей нашего организма. Нормальным считается к 45 годам читать в очках 0,5, к 50 — 1,0 и т.д. по 0,5 на каждые последующие 5 лет жизни.

Помимо медицинской помощи, различные источники дают информацию, реабилитацию, образование, работу и социальную интеграцию.

Последствия для здоровья

Визуальные нарушения могут принимать различные формы и быть разной степени. Острота зрения не всегда является хорошим показателем остроты проблемы. Кто-то с относительно хорошей остротой (например, 20/40) может иметь трудности с ежедневным функционированием, а кто-то с худшим зрения (например, 20/200), может их не иметь, если визуальные потребности невелики.

Некоторые люди, которые попадают в эту категорию, могут использовать своё остаточное зрение для совершения ежедневных задач, не прибегая к альтернативным методам. Роль специалиста по зрению (оптометриста или офтальмолога) является максимизация функционального уровня зрения пациента с помощью оптических или не оптических средств. В первую очередь, это увеличения с помощью телескопических систем для дальнего видения и оптической или электронной лупы для близких задач.

Люди со значительно уменьшенным зрением могут извлечь выгоду из обучения, проведённого лицом, прошедшим подготовку по использованию технических средств. Специалисты по реабилитации низкого зрения, некоторые из которых связаны с агентством для слепых, могут дать совет по вопросам яркости и контрастности, чтобы максимизировать оставшееся зрение. Эти специалисты также имеют доступ к невизуальным средствам, и может проинструктировать пациентов в их использовании.

Лица, по большей части пользующиеся реабилитационными инструментами, живущие в одиночестве, и сохранившие свою подвижность и занятия бывают менее подавлены, с наименьшим риском самоубийства и высоким уровнем социальной интеграции.

Лица, с ухудшением зрения и прогнозом возможной слепоты обладают сравнительно более высоким риском суицида и, таким образом, могут нуждаться в поддерживающих услугах. Эти наблюдения защищают установление и расширение терапевтических и профилактических программ, чтобы включить в них пациентов с надвигающейся и текущей тяжёлой формой нарушения зрения, которые не могут быть отнесены к услугам для слепых.

Офтальмологи должны быть осведомлены об этих потенциальных последствиях и объединяться со специалистами в области психического здоровья
при лечении этих типов пациентов, с целью предупреждения возникновения депрессивной симптоматики, избегая самоубийственного поведения, а также улучшение качества жизни этих пациентов. Такое вмешательство должно происходить на ранних стадиях диагностики, в частности, как показали многие исследования, быстрое принятие серьезного визуального гандикапа приводит к лучшему, более производительному соответствию программам реабилитации.

Профилактика

Сохранение хорошего зрения, профилактике болезней которого подчас уделяется недостаточно внимания,– задача достаточно трудная. Помимо регулярного посещения офтальмолога рекомендуется применять следующие методы.

Есть ряд способов, позволяющих как можно дольше сохранить качество зрительных процессов. Желательно начинать заботиться о своих глазах уже с молодого возраста, поскольку дистрофические процессы в старости остановить куда сложнее.

  • во время работы необходимо делать перерывы, чтобы изменить нагрузку на мышцы хрусталика и дать пигментам сетчатки восстановиться. Для этого можно просто прекратить работу на 15-20 минут или полежать с закрытыми глазами, если есть возможность;
  • гимнастика для глаз – эффективная процедура, позволяющая сохранить остроту зрения долгое время. Достаточно выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5 минут;
  • для работы зрительной системы необходимы здоровый сон и сбалансированное питание. Это не только снижает риски возникновения нарушений зрения, но и предупреждает развитие системных заболеваний;
  • для профилактики инфекционных офтальмологических болезней необходимо соблюдать простые правила личной гигиены – регулярно мыть руки, пользоваться только своим полотенцем или салфетками. Детям желательно прививать эти простые нормы уже с первых лет жизни;
  • во время работы на вредном производстве обязательно использование средств индивидуальной защиты. Это помогает избежать производственных травм и снизить воздействие вредных веществ и температур.

Если снижения зрения все же не удалось избежать, нужно как можно раньше обратиться к офтальмологу, чтобы диагностировать причину и подобрать оптимальное лечение.