Хорошо забытое старое
В сентябре 2022 года вступят в силу новые Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом их прекурсоров (далее «Правила»). Проект Постановления Правительства РФ (далее «проект нового Постановления»), содержащий эти Правила, прошёл в декабре и январе стадию общественного обсуждения. Рассмотрим подробности нового документа, чтобы быть в курсе всех актуальных изменений.
Сроки
Ныне действующие Правила допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 892. На сегодняшний день это один из самых «долгоиграющих» нормативных правовых актов фармацевтической отрасли — он действует уже почти 24 года. Но скоро и он отправится «на пенсию». Как указано в пояснительной записке к проекту новых Правил, Постановление № 892 утрачивает силу 1 марта 2022 г.
Что касается срока вступления в силу нового Постановления, то в его проекте имеется следующее указание: «Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.».
Нет ничего странного в том, что новое Постановление будет действовать 5,5 лет, а не 6 лет, как подавляющее большинство других утверждаемых в последнее время нормативных правовых актов. Напомним в связи с этим норму пункта 4 статьи 3 Закона от 31.07.2020 № 247 «Об обязательных требованиях»:
«Нормативным правовым актом Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства РФ».
Но озадачивает то обстоятельство, что возникает полугодовой разрыв между «выходом из строя» действующего нормативного правового акта и введением в действие следующего, регулирующего те же вопросы. Можно было бы предположить, что в тексте проекта нового Постановления допущена опечатка, однако в сводном отчёте о проведении оценки его регулирующего воздействия в качестве предполагаемой даты его вступления в силу также фигурирует 1 сентября 2022 г. Ситуация прояснится в скором времени, когда новое Постановление будет утверждено, и мы ознакомимся с его итоговой редакцией.
Нормы нового Постановления почти полностью повторяют положения старого, и потому они вряд ли привлекли бы наше отдельное внимание, если бы не то обстоятельство, что Постановление № 892 было утверждено почти четверть века назад. За это время у многих фармацевтических работников выросли дети и даже родились внуки. Поэтому имеет смысл обновить в памяти аспекты, которые регулируют эти два документа.
Что означает «допуск»?
Начнём с того, что Правила, о которых идёт речь, определяют порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами (НС) и психотропными веществами (ПВ), а также к деятельности, связанной с оборотом их прекурсоров, внесённых в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. Напомним, что последний утверждён Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (от 08.01.1998 № 3‑ФЗ).
Согласно ныне действующему порядку, допуск к работе с НС и ПВ «осуществляется руководителями организаций, учреждений и предприятий независимо от их организационно-правовой формы… или лицами, их замещающими, а к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, — также и индивидуальными предпринимателями». Это требование сформулировано в терминах 1990‑х гг. — сейчас так нормы уже не пишут. В проекте нового Постановления фигурирует более чёткое определение «руководителями юридических лиц или лицами, их замещающими», без излишнего уточнения «независимо от их организационно-правовой формы», потому что это и так ясно.
Пункт 3 проекта нового Постановления поясняет, что означает «допуск», о котором идёт речь. Во-первых, это ознакомление допускаемых лиц с законодательством РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. Понятно, что незнание законов не освобождает от ответственности, но ведь всестороннее ознакомление и чёткое соблюдение зачастую её предотвращает — особенно в таком тонком деле, где цена ошибки очень велика, как для потребителей, так и для самого допущенного работника.
Во-вторых, допуск лиц к работе с НС и ПВ означает включение в трудовой договор, заключаемый между лицом, принимаемым на работу, и организацией (либо ИП), принимающим его на работу, трудовых обязанностей, связанных с оборотом НС, ПВ и (или) прекурсоров. Речь идёт об обязанностях, которые изложены в рассматриваемом проекте Постановления ниже.
За подготовку материалов по допуску отвечают кадровые отделы (управления) или работники, ведущие в организации (у ИП) кадровую работу. По-прежнему лица, не достигшие 18‑ти лет, к работе с НС, ПВ и прекурсорами допущены быть не могут. Впрочем, где вы видели 18‑летнего фармспециалиста?
Справки и заключения
Ещё одно основание для «недопуска» — отсутствие полного набора справок и заключений, предусмотренных вышеупомянутым Законом № 3‑ФЗ. В проекте нового Постановления — так же, как и в старом, — имеется упоминание тех структурных единиц Закона № 3‑ФЗ, которые содержат указания по данной теме. Итак, допускаемое лицо должно иметь:
согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 10 и абзацу 2 пункта 7 статьи 30 Закона № 3‑ФЗ — справки об отсутствии заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, выданную медорганизациями государственной или муниципальной системы здравоохранения;
согласно абзацу 5 пункта 3 статьи 10 и абзацу 3 пункта 7 статьи 30 Закона № 3‑ФЗ — заключение органов внутренних дел об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом НС, ПВ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершённое за пределами РФ.
Согласно пункту 6 проекта нового Постановления, для получения упомянутых справок работодатель выдаёт допускаемому лицу соответствующее направление в организации системы здравоохранения. То же самое касается психиатрического освидетельствования, которое должно осуществляться не реже одного раза в пять лет.
Для получения вышеупомянутых заключений предусмотрена несколько иная процедура. Работодатель не выдаёт направление, а направляет запрос в органы внутренних дел. К нему он прилагает анкеты допускаемого лица. В пункте 6 проекта нового Постановления — так же, как и действующем Постановлении № 892, — особо подчёркивается, что направление работодателем допускаемых лиц в органы внутренних дел (за заключениями, о которых идёт речь) не допускается.
Приказ или отказ
Когда все справки и заключения собраны, наступает самый ответственный момент. Согласно пункту 7 проекта нового Постановления, при отсутствии препятствующих оснований руководитель организации (или ИП) издаёт приказ о допуске. Отметим важное положение этого пункта: срок действия допуска лица к работе с НС, ПВ и (или) прекурсорами — а значит и приказа — ограничивается сроком действия его трудового договора.
Из следующего пункта 8 следует, что работодатель может отказать в допуске к работе с НС и ПВ. Понятно, что отказ автоматически последует в случае отсутствия хотя бы одной из необходимых справок или заключений. На этот счёт имеется указание в пункте 9 рассматриваемого проекта. Но представим, что все документы собраны, а работодатель вдруг поменял своё мнение о качествах допускаемого лица, придя к выводу, что тот недостаточно ответственен для столь важной работы.
Проект нового Постановления, к сожалению, не уточняет, каковы могут быть основания для отказа. В нём нет, в частности, ясного указания на то, что руководитель волен принимать решение об отказе по своему усмотрению. В пункте 8 есть лишь само собой разумеющееся определение о том, что гражданин вправе обжаловать отказ в допуске к работе с НС и ПВ, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров.
Обучение работе с НС и ПВ только в присутствии
Рассмотрим также содержание пункта 10 проекта нового Постановления. Он определяет, что обучающимся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам среднего профессионального и высшего образования, разрешается работать в ходе учебного процесса с НС, ПВ и (или) прекурсорами только в присутствии лиц, допущенных к работе с ними в соответствии с Правилами допуска, утверждёнными Постановлением.
Этот пункт немного отличается от соответствующего положения Постановления № 892. В последнем вместо определения «обучающиеся» содержится слово «студенты». Употребление первого из них представляется более оправданным с нормотворческой точки зрения (ибо не каждый обучающийся является студентом), хотя формулировка «обучающиеся организаций» может показаться в речевом плане слегка корявой.
Кроме того, концовка пункта в Постановлении № 892 выглядит следующим образом: «…только в присутствии лиц, допущенных к работе с ними в установленном порядке». Иными словами, в ней нет ссылки на сами Правила допуска (хотя это представляется очевидным).
Строги и ясны
Итак, «новые-старые» Правила допуска к работе с НС, ПВ и их прекурсорами строги, а сама процедура выглядит вполне ясно прописанной. Наиболее хлопотный этап — получение справок и заключений. Для того, кто знает в деталях Постановление № 892, 1 марта текущего года почти ничего не изменится. Стоит только принять во внимание нюансы небольших различий между этим нормативным правовым актом и новым Постановлением, которое скоро тоже обретёт свой номер. Остаётся только пожелать фармспециалистам получать достойную надбавку к зарплате за ту ответственность, которая возлагается на них при допуске к работе с указанными категориями лекарственного обращения.
Читайте по теме
4 июля 2022
Обзор законов: новые товары аптечного ассортимента и ЛС без маркировки
Главные изменения фармацевтического законодательства в июне 2022 года
2 июня 2022
Обзор законов: новый профессиональный стандарт и правила хранения наркотических ЛС
Главные изменения фармацевтического законодательства в мае 2022 года
8 апреля 2022
Обзор законов: господдержка фармотрасли и новая номенклатура должностей
Главные изменения законодательства в марте 2022 года, затронувшие фармацевтическую деятельность
4 сентября 2021
Обзор законов: перечень ЖНВЛП и новые правила оформления рецептов
Главные новости фармацевтического законодательства за август 2021 года
5 июля 2021
Обзор законов: продление упрощённого режима маркировки и новое в аккредитации
21 ноября 2020
Приказ № 403н: важные изменения
Изучаем свежие поправки в Правила отпуска – все новые нормы работы с рецептами по пунктам
30 января 2020
Минздрав разрешил оформлять рецепты на наркотические и психотропные препараты на дому
5 ноября 2019
Обзор законов: «Маркировка», журналы ПКУ и получение аккредитации
Что изменилось в нормативно-правовом поле в октябре 2019 года
1 августа 2019
Обзор законов: новые ЖНВЛП и отмена льготных налоговых режимов
3 июля 2019
Обзор законов: 8 лет за прегабалин без рецепта и новая процедура экзамена по аккредитации
6 августа 2018
Обзор законов: новая обязанность первостольников, смягчение наказания за нарушения ПКУ и судьба фармацевтов без сертификата