4 ноября 2013

О новой жизни и старых отношениях

Абсолютное большинство государств устроено в соответствии с Конституцией. Имеются свои основополагающие акты и в отдельных отраслях экономики, общественной жизни. Одним из таких документов, определяющих базовые принципы организации и функционирования российского фармсектора, является Закон «Об обращении лекарственных средств»

 

Абсолютное большинство государств устроено в соответствии с Конституцией. Имеются свои основополагающие акты и в отдельных отраслях экономики, общественной жизни. Одним из таких документов, определяющих базовые принципы организации и функционирования российского фармсектора, является принятый в 2010 году Закон «Об обращении лекарственных средств» (№ 61-ФЗ). Другим этапом «конституционной реформы» отрасли стала «замена» старого Закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», который действовал 18 лет, на очередной Закон «Об основах…». Большинство его положений вступили в силу 23 ноября 2011 г. и 1 января 2012 г.

Новый Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (№ 323-ФЗ от 21.11.2011), как и его предшественник, носит не только регулирующий, но и декларативный характер. Он богат на изъявления благих намерений, но всё дело в том, как они будут претворяться в жизнь. Если 61-ФЗ благоустраивает лекарственную отрасль, то 323-ФЗ регулирует отношения в здравоохранении в целом и, таким образом, определяет место и роль в этой сфере фармацевтических учреждений и работников

«Конституционная» для сферы охраны здоровья роль Закона 323-ФЗ вытекает из содержания частей 1 и 2 статьи 3. Они устанавливают, что другие законы и иные нормативно-правовые акты – как федеральные, так и субъектов РФ – должны приниматься в соответствии с данным Законом «Об основах…», а их нормы не должны противоречить нормам базового законодательного акта системы здравоохранения. В ч. 2 ст. 18 документа обеспечение качественными, безопасными и доступными лекарственными препаратами, наряду с квалифицированной и доступной медицинской помощью, благоприятной окружающей средой, условиями труда, быта и отдыха названо одной из составляющих гарантирования права людей на охрану здоровья. Из чего следует, что для благополучия населения труд фармацевтических работников не менее важен, чем старания коллег-медиков.

 

О белом халате аптекаря

К сожалению, новый закон, как и его предшественник, не только объединяет деятельность организаций и профессиональные усилия специалистов, но и, как мне кажется, невольно разобщает их. Например, в тексте даны определения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, но вот о том, что они должны составлять единую систему поддержания здоровья граждан и фактически являться тремя частями одного целого, не сказано ни слова. А между тем, очевидно, что все фармацевтические и медицинские работники, учреждения – вне зависимости от подведомственности и формы собственности – объединены общими целями, задачами, ответственностью.

Конечно, хорошо, что Закон «Об основах…» по-прежнему декларирует: фармацевтические организации – частные, муниципальные, государственные – являются неотъемлемым звеном здравоохранительной системы. Но хотелось бы, чтобы эта декларация была в большей степени наполнена реальным содержанием. На практике же наблюдаются если не разрыв, то ослабление связей в треугольнике «врач-пациент-фармацевт», неразвитость клинической фармации, невовлеченность профессионалов отрасли в процесс решения текущих задач здравоохранения.

Например, во многих странах (Великобритании, США и др.) аптеки играют активную роль в кампаниях по вакцинации населения, что делает их более причастными к сфере поддержания здоровья населения, формирует из разрозненных, обособленных фармацевтических и медицинских работников единую команду профессионалов. В России же, по моему видению, степень участия фармацевтов в мероприятиях системы здравоохранения явно занижена, и пациенты, потребители аптечных услуг, не могут этого не чувствовать. Потому они и называют порой первостольников «продавцами», а назначение аптек сводят в своем представлении исключительно к продаже лекарств. Как будто белый халат аптекаря чем-то отличается от халата врача.

Есть и другая сторона медали. Как только речь заходит о субъектах фармацевтической деятельности как экономических единицах, законодатели порой еще прочнее «забывают» об их роли в системе защиты здоровья граждан и вытекающем из этого социальном бремени. В результате, к аптекам и другим предприятиям лекарственной отрасли применяются общие подходы и нормы, в частности, в отношении налогов. Эта формальная «уравниловка» ставит фармацевтические организации в более тяжелые условия, чем те, в которых находятся хозяйствующие субъекты других сфер деятельности. Причиной тому – груз отраслевых лицензионных требований и ограничений ценовой политики, обусловленных принадлежностью к здравоохранительной системе.

 

Нужна ли нам «аптечная услуга»?

Хотя бы из-за этих соображений в таком фундаментальном акте, как «Основы…», по моему мнению, следовало бы более весомо обозначить полноценное участие фармацевтических организаций в системе здравоохранения. В целом это сделано, но не во всех частях документа в должной мере. Например, в «понятийной» части закона (ст. 2) имеется определение «медицинской услуги», но отсутствует «аптечная услуга». Возможно, потому, что законодатели не относят профессиональную деятельность фармацевтических работников к категории услуг системы здравоохранения. Поскольку данного понятия нет и в Законе «Об обращении ЛС», об этом упущении «Основ…» остается только сожалеть.

Радует то, что новый закон, в отличие от старого, дает определение понятию «пациент». Им считается лицо, которому оказывается или должна оказываться (в связи с его обращением) медицинская помощь. Но не фармацевтическая, поскольку понятия «фармацевтическая (или лекарственная) помощь», как и «аптечной услуги», в Законе 323-ФЗ нет. Такие упущения, как правило, свидетельствуют о недостаточной степени участия фармацевтического сообщества в предварительном обсуждении и написании «конституционного» для отрасли документа. Что особенно контрастирует с активностью медицинских и общественных организаций, чья деятельная роль и неравнодушие отразились в итоге на содержании многих частей закона.

Фактически с экономической точки зрения пациентом является потребитель медицинских услуг. Но любое лечение, в том числе и амбулаторное, редко обходится без назначения лекарств. Таким образом, трудно найти пациента, обходящегося без услуг аптечных работников, без фармацевтической помощи. И то, что это обстоятельство не отражено в определении данного понятия (п. 9 ст. 2), на мой взгляд, расшатывает треугольник «врач-пациент-фармацевт», делает его «неравнобедренным». Получается, для медицинского работника человек является пациентом, а для аптечного, к которому он пришел с предписанием врача, – просто покупателем, потому что потребитель аптечных услуг (то есть тот, кому оказывается фармацевтическая помощь) с точки зрения закона пациентом не является.

Но в подавляющем большинстве случаев медицинская помощь неотделима от фармацевтической. Взаимоотношения в системе «фармацевт – потребитель аптечных услуг» (так же, как и отношения врачей с потребителями медицинских услуг) не могут быть сведены к таковым в паре «продавец-покупатель». Причина очевидна: лекарство – особый продукт, а фармацевтические организации – часть системы здравоохранения, а не торговли (п. 3 ч. 3, п. 2 ч. 4 и ч. 5 ст. 29 Закона 323-ФЗ). Поэтому, по моему мнению, стоило бы сформулировать юридический термин «пациент» так, чтобы это определение не разделяло стороны треугольника, а скрепляло их.

 

О фармацевтических работниках и медицинских осмотрах

323-ФЗ содержит и другие важные для лекарственной отрасли понятия. В Законе «Об обращении ЛС» даются определения «аптечной организации», «организации оптовой торговли ЛС», «производителя ЛС», но нет термина «фармацевтическая организация». Новый Закон «Об основах…» заполняет этот пробел. Согласно п. 12 ст. 2 фармацевтическими организациями могут считаться юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность. Поскольку эта деятельность не включает в себя производство ЛС (п. 33 ст. 4 Закона 61-ФЗ), то на производителей лекарств и иной аптечной продукции данное определение распространять нельзя.

А пункт 14 ст. 2 Закона «Об основах…» разъясняет термин «фармацевтический работник» так – это физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая, розничная торговля лекарственными препаратами, другие профессиональные обязанности, входящие в понятие «фармацевтической деятельности». Если исходить из буквы Закона 323-ФЗ, можно констатировать, что имеющие соответствующее образование труженики сферы производства лекарств фармацевтическими работниками не являются.

Работу в аптеке легкой и безвредной не назовешь. Законодательство с этим абсолютно согласно. Оно декларирует заботу о здоровье не только населения в целом, но и тех, для которых эта забота является работой. Части 1 и 2 ст. 24 Закона 323-ФЗ посвящены теме обязательных медицинских осмотров на отдельных видах работ. Они отсылают к изданному в завершившемся году приказу Минздравсоцразвития № 302н от 12.04.2011 г.

Приложение 2 к данному приказу представляет собой перечень работ, при выполнении которых требуется проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Оно также определяет периодичность этих осмотров, названия врачей-специалистов, необходимые лабораторные и функциональные исследования, медицинские противопоказания. Работы в организациях аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией ЛС, значатся в таблице перечня 24-м пунктом. Порядок же проведения осмотров описан в приложении 3 приказа.

 

Права и обязанности аптечных работников

9-я глава Закона «Об основах…» (статьи 69–79) посвящена медицинским и фармацевтическим работникам, их правам (ст. 72), обязанностям (ст. 73), ограничениям (ст. 74), особенностям подготовки (ст. 77). В содержании многих частей и пунктов – например, в обозначении круга лиц, имеющих право на осуществление фармацевтической деятельности (ч. 2 ст. 69) – эта глава повторяет соответствующие «постулаты» предшествующего закона. Поэтому имеет смысл сфокусировать внимание на тех положениях, которые несут новизну или имеют особую актуальность.

Среди прав фармацевтических работников, основанных на трудовом законодательстве и выделенных отдельными пунктами Законом 323-ФЗ, особо отметим право на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, спецификой, сложностью, объемом, качеством работы и страхование риска профессиональной ответственности (пункты 5 и 7 ч. 1 ст. 72). Последняя тема в отрасли практически не развита. Пункт 6 ч. 1 ст. 72 декларирует право фармацевтических работников на создание некоммерческих организаций, которые, согласно другой части закона (ч. 2 ст. 76), могут участвовать в выработке норм и правил для лекарственного сектора, то есть в законотворческой деятельности. Надо отметить, что профессиональные сообщества эту возможность пока используют не сполна.

Интересно, что среди обязанностей фармацевтических работников двумя пунктами из трех закон отмечает их здравоохранительные функции: соблюдение врачебной тайны и участие в системе фармаконадзора, то есть сообщение обо всех случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных и непредвиденных нежелательных реакциях, выявленных особенностях взаимодействия с другими препаратами.

Порядок осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов, регистрации всех этих последствий – согласно ч. 3 ст. 64 Закона «Об обращении ЛС», теперь уже и на основании ч. 3 ст. 73 и ч. 3 ст. 96 Закона «Об основах…» – определяет Приказ Минздравсоцразвития № 757н от 26.08.2010 г. В 73-й статье отдельно хотелось бы отметить один из пунктов обязанностей медицинских работников: выписывать препараты на рецептурных бланках – в порядке, установленном законодательством (п. 4 ч. 2). Как известно, врачи зачастую манкируют этой своей обязанностью, создавая проблемы не только для пациентов, но и для коллег-аптекарей.

 

Внимание к медпредставителям

Наибольший интерес участников фармацевтической отрасли – еще на стадии законопроекта – вызвала 74-я статья Закона «Об основах…». Вероятно, потому, что предмет ее регулирования нов: взаимодействие фармацевтов и врачей с медицинскими представителями. Разумеется, эти отношения нуждаются в определенных правилах и нормах. Необходимо исключить ситуации, когда интересы фармацевтических компаний и их партнеров не соотносятся с тем, ради чего функционирует вся система здравоохранения – пользой пациентов.

Словом, речь идет о мерах поддержания деятельности медпредставителей в русле «надлежащей практики». Из этого следует, что первым уровнем решения данной проблемы должно быть саморегулирование – то есть применение самоограничений, следование этическим нормам. Второй компонент формулируется, в частности, как задача доведения до врачей и фармацевтов достоверной, полной и актуальной информации о новых препаратах, показаниях, результатах клинических исследований, а также как работа в рамках мониторинга безопасности.

Однако до создания (на межкорпоративной основе) и повсеместного соблюдения единого для всех медпредставителей этического кодекса дело не дошло. Случись такое, возможно, не было бы необходимости в применении законодательных инструментов регулирования. Таким образом, ст. 74 Закона 323–ФЗ – это в какой-то мере восполнение дефицита саморегулирующих функций фармацевтического сообщества.

 

Обязывает к сотрудничеству

Новые законодательные нормы подходят к предмету регулирования с другой стороны – с позиции медицинских и фармацевтических работников. Ст. 74 содержит перечисление того, что они делать не вправе. Надо отметить, что в первоначальном проекте Закона «Об основах…» планировались гораздо более строгие ограничения, вплоть до фактического запрета контактов врачей и медпредставителей в рабочее время. Была угроза «перегнуть палку» в этом вопросе и, руководствуясь самыми благими намерениями, разорвать профессиональное партнерство между различными участниками лекарственной отрасли и сферы здравоохранения в целом: медицинскими и аптечными организациями, фармацевтическими компаниями.

А это взаимодействие – по многим причинам – очень важно для той же пользы пациентов. В частности потому, что без него невозможно осуществление мониторинга безопасности – механизма сбора и анализа информации о применении лекарственных препаратов, значение которого для защиты здоровья населения трудно переоценить. Важно подчеркнуть: законодательство обязывает врачей, работников аптечных организаций, фармацевтических компаний к сотрудничеству в рамках этой процедуры. И установление неоправданных препятствий на пути этого взаимодействия (а запрет, о котором говорилось выше, – попади он в заключительную редакцию закона – означал бы именно это) ставит под угрозу осуществление мониторинга безопасности, прописанного статьей 64 Закона «Об обращении ЛС» и приведенным выше приказом Минздравсоцразвития.

Кроме того, следует помнить, что и фармацевты, и врачи – разумеется, в разной степени и с разных сторон – являются специалистами по лекарственным средствам. Поэтому они обязаны непрерывно приобретать и повышать знания о новых и уже известных препаратах и их свойствах. Часть этих сведений должна поступать от компаний, занимающихся разработкой и производством лекарств: по техническим каналам, через отраслевые средства массовой информации и через их медицинских представителей. Последний, личный способ работы с получателями фармацевтической информации имеет свои безусловные преимущества. Живая коммуникация дает возможность снабдить врачей и фармацевтов необходимыми пояснениями, ответить на возникающие у них профессиональные вопросы. Но она же и порождает опасения, что взаимодействие с медпредставителями в отдельных ситуациях может обернуться различными способами «стимулирования» тех, кто назначает и предлагает лекарственные препараты. Одним словом, не к пользе пациентов.

 

Станут ли ограничения запретом?

Поэтому ст. 74 Закона «Об основах», избежав в конечном итоге полного запрета на посещение медпредставителями врачей в рабочее время, определила, что в отношениях с компаниями – участниками обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий и их представителями фармацевтические и медицинские работники, руководители аптечных и медицинских организаций не вправе:

- принимать подарки, денежные средства (не относится к вознаграждениям при проведении клинических исследований), в том числе на оплату развлечений, отдыха;

- участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств этих компаний и лиц;

- заключать соглашения о назначении, рекомендации или предложении определенных лекарственных препаратов и медицинских изделий;

- получать образцы препаратов и изделий для вручения пациентам (последние два ограничения, естественно, не распространяются на случаи проведения клинических исследований).

Врачам также запрещается выписывать лекарственные препараты на бланках, содержащих информацию рекламного характера, использовать бланки с заранее напечатанным наименованием препарата, скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных препаратов. Соответственно, их коллеги-фармацевты не должны предоставлять недостоверную, неполную и искаженную информацию о наличии тех или иных позиций ассортимента, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование (МНН), в частности, о тех, что имеют более низкую цену.

Из п. 5 ч. 1 ст. 74 можно извлечь информацию, при каких обстоятельствах медицинские работники вправе принять представителей фармацевтических компаний:

- в случаях, связанных с проведением клинических исследований;

- при участии в собраниях и иных мероприятиях (в порядке, установленном администрацией медицинской организации), связанных с повышением профессионального уровня медицинских работников или предоставлением информации в рамках мониторинга безопасности лекарственных препаратов.

Очевидно, что понятие «повышение профессионального уровня» включает и предоставление врачам новых данных о лекарствах. Таким образом, в заключительной редакции Закона 323-ФЗ, несмотря на все ограничения, учтена обоснованная обеспокоенность специалистов в части сохранения процедур информационного взаимодействия и мониторинга безопасности в отрасли. Однако это не снимает все вопросы. Многое теперь будет зависеть от того, как перечисленные ограничительные меры будут претворяться в жизнь руководителями, устанавливающими порядок организации мероприятий и собраний в своих медицинских учреждениях. Их действия покажут, станут ли ограничения запретом.

За нарушение изложенных выше ограничений в отношениях с представителями компаний медицинские и фармацевтические работники несут, как формулирует ч. 3 ст. 74 закона, предусмотренную законодательством ответственность. Но в данном случае трудно понять, на какие нормы каких законов идет ссылка. Во всяком случае, на момент подготовки данного материала ни одна из статей КоАП не подходит к пунктам ограничений ст. 74 Закона 323-ФЗ. Таким образом, ответственность за нарушение данной статьи заявлена, но пока еще не сформулирована.

 

Конфликт интересов

При осуществлении профессиональной деятельности у врачей и фармацевтов в определенных случаях – в частности в работе с фармацевтическими компаниями, их представителями – может возникнуть личная заинтересованность в получении дополнительной материальной выгоды либо иного преимущества. Само по себе это не возбраняется и не запрещается, если только речь не идет о том, что перечислено в ст. 74. Возможны и другие рабочие обстоятельства, при которых извлечение выгод создаст ситуацию противоречия между заинтересованностью специалиста и пользой пациента. Понятно, что сохранение этого противоречия грозит отразиться на надлежащем исполнении врачами и фармацевтами профессиональных обязанностей.

Подобные ситуации статья 75 Закона называет «конфликтом интересов». В случае их возникновения части 2 и 3 данной статьи обязывают работников проинформировать об этом в письменном виде руководителя организации, а тот, в свою очередь, должен уведомить о случившемся уполномоченный федеральный орган – очевидно, управление Росздравнадзора по субъекту РФ. При этом срок, в течение которого работник должен проинформировать свое начальство, законом не установлен; руководителю же на его письменное уведомление дается 7 дней.

Территориальный орган Росздравнадзора, получив подобный сигнал, должен образовать комиссию для урегулирования ситуации. При этом сформировать ее он должен таким образом, чтобы исключить возможность нового конфликта интересов, способного повлиять на принимаемые решения. Часть 5 ст. 75 обязывает Минздравсоцразвития утвердить соответствующее Положение о комиссии.

Таким образом, в новых изменившихся рамках деятельность медпредставителей остается вполне легитимной, более того – необходимой. Собственно, для многих из них – особенно для тех, кого отличают высокие этические стандарты – условия Закона 323-ФЗ мало что меняют. Однако, «буква закона», как бы она ни была важна, – это всего лишь полдела. Не менее значимо его применение. 1 января нового года статья 74 вступила в силу, и теперь всё зависит от того, как положения п. 5 ч. 1 и других ее пунктов будут осуществляться на практике.

1493 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями

Читайте по теме

22 ноября 2021

«Даже если аптека — бизнес, это социально ответственный бизнес»

Зампредседатля комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов рассказал о мерах поддержки российских аптек

1558 просмотров

19 октября 2021

Не пропустите вебинар о самых актуальных предложениях по изменению фармацевтического законодательства!

608 просмотров

14 июля 2021

Изменилась инструкция противоопухолевого препарата компании «АстраЗенека»

1302 просмотров

1 апреля 2021

Минздрав усилит контроль за препаратами с фенобарбиталом

4529 просмотров

15 февраля 2021

Всем законам закон

1 февраля вступило в силу важное положение ФЗ «Об обязательных требованиях», а 1 марта начнут действовать ещё два

13673 просмотров

11 февраля 2021

Законопроект об ограничениях маркетинговых выплат аптекам принят в первом чтении

3315 просмотров

3 февраля 2021

Утверждён новый регламент лицензирования оборота наркотических и психотропных препаратов

3408 просмотров

28 января 2021

Стиралка в аптеке

Вступили в силу новые Санитарные правила и приказ о видах аптечных организаций - внимательно изучаем оба документа

25374 просмотров

13 января 2021

Изменилась инструкция по применению препарата «Залтрап»

2149 просмотров

13 января 2021

Росздравнадзор напомнил о новых требованиях, вступивших в силу в 2021 году

19704 просмотров

11 ноября 2020

В автомобильные аптечки добавили медицинские маски

2222 просмотров

18 сентября 2020

Утвержден новый список видов аптечных организаций

9390 просмотров

8 сентября 2020

Происхождение видов

Минздрав представил новый классификатор видов аптек — после общественного обсуждения из него убрали упоминание об ИП

8610 просмотров

4 сентября 2020

Санитарно-эпидемиологическое недоразумение

Что особенного в проекте новых Санитарных правил и почему эксперты фармотрасли видят в них угрозу превышения полномочий Роспотребнадзора

8665 просмотров

3 августа 2020

Будь в курсе: новые приказы и постановления

Обзор новинок законодательства за июль — новый тип журнала в аптеке, определение фармацевтического консультирования и план действий при сбоях в системе маркировки

6704 просмотров

10 июля 2020

Невидимый инспектор

Росздравнадзор утвердил формы актов о проведении контрольных закупок в аптеках — теперь они могут быть дистанционными

5184 просмотров

18 июня 2020

В конце июня перестанет действовать целый ряд нормативных документов, затрагивающих оборот ЛС (список)

6248 просмотров

11 июня 2020

Назад в СССР

В Госдуме обсуждают возрождение Главного аптечного управления — что это такое и реально ли сегодня настолько централизовать рынок

4238 просмотров

1 июня 2020

Обзор законов: онлайн-продажа ЛС с доставкой и поправки в приказ № 403н

Что изменилось в нормативно-правовом поле в мае 2020 года

4658 просмотров

21 мая 2020

Сдержать и подсчитать: разбор законопроекта

Новый документ ограничивает влияние аптечных сетей, вменяет первостольникам дополнительную обязанность и создает единый реестр фармработников

5398 просмотров

8 мая 2020

«Если работа первостольника сводится к тому, чтобы пробить чек, то для чего так долго учиться?»

Интервью о проекте профессионального стандарта «Фармацевт» с одним из его авторов — Еленой Неволиной

10156 просмотров

23 апреля 2020

Анальгин стучится в дверь

Изучаем Федеральный закон № 105 ФЗ, регламентирующий онлайн-продажу и доставку лекарственных препаратов на дом

4258 просмотров

13 февраля 2020

Отменено 10 нормативных актов СССР, касающихся фармации (список)

3118 просмотров

10 февраля 2020

Внимание — сегодня вступили в силу изменения в приказ Минздрава № 4н о рецептах

7769 просмотров

7 февраля 2020

Депутаты: в аптеках должны быть отдельные витрины для отечественных препаратов

2179 просмотров

22 января 2020

Аптеки под прицелом

Минздрав представил 10 новых поводов для внеплановых проверок аптечных организаций — изучаем «индикаторы риска»

7390 просмотров

15 января 2020

Отменено четыре устаревших нормативных акта, касающихся фармации

4121 просмотров

16 декабря 2019

«Маркировка»: наглядно для первостольников (видео)

Текстовая версия вебинара об использовании сканеров и кассовой программы при розничной продаже промаркированных ЛП

16519 просмотров

28 ноября 2019

Изменилась процедура ввода лекарственных препаратов в оборот

2589 просмотров

30 октября 2019

Сделай сам

Депутаты намерены вернуть аптекам право изготавливать зарегистрированные в России ЛС — рассуждаем, нужно ли это отрасли

4177 просмотров

18 октября 2019

Преднизолон и все-все-все

Наступит ли в России «лекарственный апокалипсис» и чего ждать отрасли от 2020 года — отвечают участники рынка и эксперты

7653 просмотров

11 октября 2019

Pharmastrategies — 2020: в ожидании бури

На отраслевом саммите в Москве участники рынка и эксперты отрасли подвели итоги работы и обсудили главные угрозы 2020 года

6768 просмотров

4 октября 2019

Обзор законов: поправки в правилах выписки рецептов и новый перечень ЖНВЛП

Что изменилось в нормативно-правовом поле в сентябре 2019 года

6588 просмотров

23 сентября 2019

Депутаты проголосовали за отмену особых налоговых режимов для аптек

2701 просмотров

20 августа 2019

Форум по Цифровизации Фармацевтической отрасли

28 Октября 2019 состоится Форум по Цифровизации Фармацевтической отрасли, где будут представлены передовые технологии в фармацевтической промышленности. Мероприятие пройдет в Конгресс-центре Первого МГМУ имени И. М. Сеченова.

1170 просмотров

12 августа 2019

Депутаты предлагают ввести единую наценку на ЛС и ограничить маркетинговые договоры

2425 просмотров

18 июля 2019

Аккредитация: что изменилось?

Минздрав изменил порядок аккредитации фармацевтов в 2019 году — подробно изучаем новый приказ

19545 просмотров

3 июля 2019

Обзор законов: 8 лет за прегабалин без рецепта и новая процедура экзамена по аккредитации

Что изменилось в нормативно-правовом поле в июне 2019 года

6637 просмотров

1 июля 2019

Проверки аптек: предостережение вместо штрафа

Правительство планирует принципиально изменить подход к контрольно-надзорной деятельности — изучаем новый законопроект

5215 просмотров

24 июня 2019

Законы на замену

Росздравнадзор активно «вычищает» неактуальные нормативные акты: эксперты отрасли рассказали, какие приказы и постановления требуют корректировки

4819 просмотров

13 июня 2019

«Ловушки» приказа № 4н

Тонкости формулировок новых правил выписки рецептов на лекарства в 2020 году и «незначительные» ошибки врачей, из‑за которых проверяющий может оштрафовать аптеку и первостольника

77006 просмотров

10 июня 2019

Вступил в силу закон о регулировании цен на ЖНВЛП

5682 просмотров

5 июня 2019

Обзор законов: дополнения к приказу № 4н и новые подробности по маркировке

Что изменилось в нормативно-правовом поле в мае 2019 года

6448 просмотров

22 мая 2019

В приказ Минздрава № 4н внесут первые поправки (скачать документ)

4244 просмотров

12 апреля 2019

Минздрав изменил текст приказа № 4н о новом порядке оформления рецептов (скачать новую версию)

15731 просмотров

10 апреля 2019

Больницам на труднодоступных территориях могут разрешить продавать лекарства

1870 просмотров

1 марта 2019

Утвержден новый порядок приостановления применения ЛС в России

4156 просмотров

27 февраля 2019

Опубликован проект новой номенклатуры должностей фармработников (таблица)

6791 просмотров

23 января 2019

Фарма-2019: гиганты в прозрачной воде

Прогноз ключевых трендов и изменений в фармацевтической отрасли — чего добивается государство и куда идет рынок

3363 просмотров

28 декабря 2018

Названа дата, с которой Росздравнадзор сможет проводить контрольные закупки в аптеках

5219 просмотров

30 ноября 2018

Фармакопея XIV: новое в хранении ЛС

Первый взгляд на новую редакцию сборника стандартов фармацевтической отрасли государственной Фармакопеи Российской Федерации — разбираемся, что изменилось

57503 просмотров

27 ноября 2018

Росздравнадзор запустил интернет-опрос, в котором можно высказать свои идеи по изменению законов

1702 просмотров

22 ноября 2018

Депутаты приняли новый закон, который усилит контроль за качеством ЛС

1834 просмотров

12 ноября 2018

Приказ № 1/5: что нового?

Разбор совместного приказа МВД и Росгвардии о взаимодействии по охране и оснащении аптек, работающих с ПКУ, — Самвел Григорян объясняет, что изменилось

7898 просмотров

26 октября 2018

Ликвидация МУП и ГУП: последствия

Правительство готовит закон о ликвидации аптек с государственной формой собственности — эксперты рассказали, к чему это приведет

11276 просмотров

19 октября 2018

Поменялся порядок внесения изменений в регистрационные досье лекарств

1783 просмотров

10 октября 2018

Куда мы катимся

Как будут работать аптеки через 10 лет, если вступят в силу все придуманные сейчас законы и продолжатся экономические тренды

10729 просмотров

5 октября 2018

Обзор законов: ликвидация муниципальных аптек и компенсация затрат на ЖКХ для фармацевтов

Что изменилось в нормативно-правовом поле в сентябре 2018 года

7899 просмотров

24 сентября 2018

Привет, медпред

Стоит ли первостольнику становиться медицинским представителем: сравнение зарплат, условия для премии и самая большая сложность этой работы

11343 просмотров

10 сентября 2018

При регистрации ЛС нужно будет предоставлять патент

1271 просмотров

3 сентября 2018

«Если угрозы здоровью людей нет, то норма является излишней»

Елена Неволина и Мария Литвинова рассказали о глобальной ревизии фармзаконодательства и о том, как ответственный по качеству в аптеке облегчает жизнь коллегам

11758 просмотров

21 августа 2018

Поправки в законе усложнят открытие аптек в жилых домах

4388 просмотров

6 августа 2018

Обзор законов: новая обязанность первостольников, смягчение наказания за нарушения ПКУ и судьба фармацевтов без сертификата

Что изменилось в нормативно-правовом поле в июле 2018 года

10262 просмотров

3 августа 2018

Минпромторг поменяет регламент лицензирования производства лекарств

1664 просмотров

2 августа 2018

Запуск системы «Меркурий» отложили

2691 просмотров

25 июня 2018

Рискованная работа

Обзор вебинара Ларисы Гарбузовой о проверках — как работает риск-ориентированная модель и какие нарушения в аптеке при проверке Росздравнадзор находит чаще всего

8659 просмотров

4 июня 2018

Тонкости приказа № 149н

Самвел Григорян дает комментарии к новому приказу 149н Минздрава о ПКУ, опубликованному 05.04 2018 года — на какие препараты он распространяется, а на какие нет

38999 просмотров

6 апреля 2018

Рецептология: предупрежден, значит вооружен

Самвел Григорян комментирует проект приказа Минздрава, который содержит новые нюансы порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также проясняет ситуацию с электронными рецептами

14602 просмотров

19 сентября 2017

Приказ Минздрава № 403н: новые правила выписывания и отпуска лекарственных средств

Самвел Григорян рассказывает о новом документе, регулирующем порядок отпуска лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента, вступающем в силу с 22 сентября

297195 просмотров

14 сентября 2017

Минздрав принял новые правила отпуска лекарственных средств (cкачать документ)

19698 просмотров

2 сентября 2017

МВД разделило проверки аптек на документарные и выездные (скачать новый регламент)

1856 просмотров

27 июля 2017

Совет Федерации запретил «алкоматы»

1558 просмотров

24 июля 2017

Госдума ввела ограничения на предельный возраст главврачей

3145 просмотров

3 июля 2017

Минздрав хочет внести изменения в порядок предметно-количественного учета

2475 просмотров

30 июня 2017

Фармабсурд: заведующему нельзя быть первостольником

Самвел Григорян о нормах, не позволяющих обладателям сертификата по специальности «Управление и экономика фармации» работать за первым столом

20493 просмотров

20 июня 2017

Законопроекты о наказаниях за препятствия работе медиков были приняты в первом чтении

1541 просмотров

11 мая 2017

Вступили в силу изменения в закон «О контрактной системе в сфере закупок»

1275 просмотров

18 апреля 2017

Принят закон об электронном больничном листе

1482 просмотров

24 января 2017

Росздравнадзор будет проводить контрольные закупки в аптеках

3086 просмотров

19 января 2017

Врачам разрешат выписывать рецепты и ставить диагнозы дистанционно

1779 просмотров

12 января 2017

Куплю лекарство без лекарственной формы

Самвел Григорян о необычных изменениях, касающихся описания лекарств при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд

4273 просмотров

11 января 2017

Утверждены новые правила надлежащей аптечной практики, а также практики хранения и перевозки ЛС (скачать документ)

4722 просмотров

10 января 2017

Минздрав предложил включить в ЖНВЛП препараты для борьбы с зависимостью от табака

1316 просмотров

10 января 2017

Фармацевт на пятерку

На общественное обсуждение выложен профессиональный стандарт «Фармацевт» — Самвел Григорян выделил самое интересное в новом документе

12467 просмотров

6 июля 2016

Минздрав изменил правила вакцинации

1981 просмотров

5 июля 2016

С 1 июля для аптек действуют новые правила по изготовлению лекарств

2093 просмотров

27 июня 2016

Госдума нанесла удар по настойке боярышника

3435 просмотров

10 мая 2016

ФАС потребовал от Минздрава внести изменения в Методические рекомендации по лечению гриппа

2135 просмотров

2 апреля 2016

Анатолий Тенцер

о том, почему легализация дистанционных продаж не сделает погоды на фармрынке

2459 просмотров

2 апреля 2016

О пользе фармпредов

Чем фармпредставители могут быть полезны ­аптекам?

3076 просмотров

25 января 2016

Вступил в силу приказ Минздрава о времени приема пациентов

2669 просмотров

18 января 2016

Ошибается врач, платит...?

Алексей Панов о перспективах страхования пациентов от врачебных ошибок

3047 просмотров

15 октября 2015

Торговый сбор

Самвел Григоряно новом налоге, который многие уже назвали аналогом стоимости патента

3102 просмотров

24 августа 2015

С чего начинаются цены

Самвел Григоряноб изменениях в ценообразовании ЖНВЛП

2144 просмотров

21 июля 2015

Quantum satis, или ни больше ни меньше

Самвел Григоряно том, целесообразно ли разрешить «делить» упаковки лекарственных препаратов

46172 просмотров

1 июля 2015

Между врачом и продавцом

Самвел Григоряно том, какие еще услуги могут оказываться в аптеках

5050 просмотров

27 апреля 2015

От декабря к июлю

Самвел Григорян о новшествах Федерального закона № 429-ФЗ

3356 просмотров

27 апреля 2015

Заместить и локализовать

Самвел Григорян о текущих вопросах импортозамещения

1220 просмотров

27 апреля 2015

Пиратству — бой

Екатерина Филиппова о том, что изготовление фальшивых лекарств отныне грозит реальными сроками

2184 просмотров

3 марта 2015

В списках значатся...

Самвел Григорян о новых перечнях лекарственных препаратов, сформированных Минздравом

2500 просмотров

13 января 2015

Лекарственная дистанция

Самвел Григорян о том, что важно знать об аптечных интернет-услугах

2384 просмотров

12 января 2015

Год на год не пришелся

Самвел Григорян побеседовал с экспертами и участниками фармотрасли о событиях уходящего года

1651 просмотров

12 декабря 2014

Безрецептурный пирог

Самвел Григорян об упорстве правительства в деле допуска торговых сетей к продаже лекарств

1420 просмотров

3 декабря 2014

Сцены у первого стола

Самвел Григорян о первых месяцах работы приказа МЗ № 1175н и необходимости «МНН-просвещения»

1897 просмотров

3 декабря 2014

Судьба дженериков и рецептурная доля

Самвел Григорян о переизбытке воспроизведенных ЛС и «рецептурном голоде»

2699 просмотров

13 ноября 2014

C чего начинается качество?

Самвел Григорян об очередном издании Государственной фармакопеи и фармакопейной истории

2295 просмотров

22 октября 2014

Запреты и ответы

Юлия Егорова комментирует положения нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

3954 просмотров

22 сентября 2014

«Безуставные» отношения

Самвел Григорян о том, как лучше регулировать аптечную сферу: множеством приказов или одним Аптекарским уставом

1542 просмотров

21 сентября 2014

Наводить порядок нужно осторожно

Давид Мелик-Гусейнов комментирует вступившие в силу нормы и планы Минздрава

1653 просмотров

26 августа 2014

По вертикали и по горизонтали

Медицина — очень специфическая сфера деятельности: с одной стороны — огромная ответственность, постоянное нервное напряжение, с другой — общественное уважение, с третьей — знакомые каждому финансовые проблемы.

6522 просмотров

18 марта 2014

Третий квартал: прирост ниже ожиданий

Ирина Дроздова-Куривчак о том, какие результаты показал аптечный ритейл в третьем квартале 2013 года

1167 просмотров

17 марта 2014

Елена Неволина

 Елена Неволина о том, к чему может привести продажа лекарств в магазинах

1896 просмотров

11 февраля 2014

Дорогая моя реформа

Анна Долаевская провела свое расследование «о ребрендинге милиции».

1473 просмотров

15 января 2014

Преступление и наказание

Виктор Свитич, начальник юридического отдела ЗАО НПК «Катрен» о том, что можно, что нельзя и что за это будет в свете закона «Об основах охраны здоровья граждан»

1994 просмотров

9 января 2014

Опасные путешествия

Андрей Колесников, юрисконсульт ЗАО НПК «Катрен», о том, чем может обернуться для фармацевтов веселая поездка за границу за счет фармкомпании

1509 просмотров

4 ноября 2013

"Лекарственный кодекс" № 61-ФЗ . Обновление 2020.

Самвел Григорян о существенных изменениях в Законе № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств»

10628 просмотров

4 ноября 2013

Recipe: МНН

Самвел Григорян о возможности выписки рецептов по МНН и о том, к чему это может привести

9738 просмотров

26 октября 2013

Третий квартал: рост или обвал?

Ирина Куривчак об итогах работы аптечного ритейла в третьем квартале 2011 года

1560 просмотров

13 октября 2013

Первый квартал: рост в рублях и долларах

Ирина Дроздова-Куривчак о динамике рынка аптечного ритейла в первом квартале 2013 года

1122 просмотров

23 сентября 2013

Елена Неволина

о порядке выплаты страховых взносов и других законах

1785 просмотров

1 мая 2013

Прогноз аптечной погоды

Многие из тех, кто не знаком с аптечным делом «изнутри», считают его высокорентабельным предприятием. Среди сторонних наблюдателей бытует мнение, что аптечный бизнес обеспечивает значительную прибыль на основе гарантированного спроса.

1663 просмотров

16 апреля 2013

Четвертый квартал и итоги года: есть ли поводы для оптимизма?

Ирина Дроздова-Куривчак об объемах рынка аптечного ритейла в четвертом квартале и о том, как эксперты оценивают итоги 2012 года.

1262 просмотров

3 марта 2013

Третий квартал: рынок вырос даже в сезон спада

 Ирина Дроздова-Куривчак об объемах рынка аптечного ритейла в третьем квартале и о том, готовы ли аптеки конкурировать с магазинами в продаже лекарств

1201 просмотров

29 января 2013

Вспомнить всё

Руководитель проекта «Катрен — Правовая защита» Светлана Голубенко комментирует основные изменения 2011 года

1590 просмотров

27 декабря 2012

Итоги второго квартала

 Ирина Куривчак о росте цен, увеличении продаж парафармацевтики, повышении штрафов для аптек, усилении конкуренции и других событиях второго квартала 2012 года

1340 просмотров

15 октября 2012

Аптечный ритейл: итоги 2011 года

Ирина Куривчак о результатах деятельности компаний в сфере аптечного ритейла в четвертом квартале 2011 и в целом в 2011 году

1332 просмотров

Комментарии
comments powered by HyperComments
Регистрация на вебинар Приемочный контроль лекарств и медицинских изделий с учетом требований правил надлежащей аптечной практики

Нажимая на кнопку, я принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Спасибо за ваш отзыв!
Ваш отзыв отправлен и появится на сайте сразу после прохождения модерации
Спасибо!
На вашу почту отправлено письмо с инструкциями для подтверждения регистрации.
Ошибка!