Всем законам закон
Закон от 31 июля 2020 г. № 247‑ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» в целом действует с 1 ноября прошлого года. Но одно его положение вступило в силу лишь 1 февраля 2021 г., а ещё два начнут действовать с 1 марта. Все остальные законы регулируют те или иные сферы деятельности, а «247‑й закон» устанавливает правила для самих законов и норм. Таким образом, на формальном уровне, он в буквальном смысле «всем законам закон». Раньше каждый нормативно-правовой акт (НПА) мог вступить в силу в любое время — хоть в новогоднюю ночь (как часто и бывало). Сейчас же для этого назначены только два дня в году — 1 марта и 1 сентября. Именно об этом говорит норма закона № 247‑ФЗ, вступившая в силу 1 февраля. В нашей статье мы расскажем вам о новом законе № 247‑ФЗ по порядку и заодно покажем, почему он важен для аптек и их работников.
Зачем нужен Закон № 247‑ФЗ
Вступление в силу Закона № 247 — очередной этап реформы госконтроля. Его знание понадобится, прежде всего, при проверках, а также для того, чтобы к ним подготовиться. Много лет законы, постановления и приказы, регулировавшие отрасль, принимались почти бессистемно. В результате мы получили «авгиевы конюшни» норм, разбросанных по сотням законов, постановлений и приказов. Минимум половина из них были устаревшими, а некоторые противоречили друг другу или даже здравому смыслу. Тот ворох норм было уже не распутать — проще было разрубить. Поэтому на первом этапе реформы госконтроля правительство запустило «регуляторную гильотину». Чтобы не «возиться» с каждым НПА в отдельности, решили определиться с основными темами госконтроля, принять по ним новые и более чёткие НПА, а все остальные «отрубить» одномоментно, признав их утратившими силу с 1 января 2021 г. Именно это в минувшую новогоднюю ночь и произошло.
Второй этап реформы госконтроля — определить правила и границы соблюдения тех норм, которые «пережили» 1 января 2021 г. или приняты (будут приняты) после этой даты. А заодно и гарантировать, что дальнейшее законотворчество не приведёт к новым «авгиевым конюшням». Для этого и принят «Закон об обязательных требованиях».
Что такое «обязательные требования»?
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 247‑ФЗ, к обязательным относятся те требования НПА, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдений которых осуществляется в рамках:
- Госконтроля (надзора) и муниципального контроля.
- Предоставления лицензий и иных разрешений.
- Привлечения к административной ответственности.
- Аккредитации.
- Оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Из этого определения вытекает, что сам по себе термин «обязательные требования» (ОТ) по сути ничего нового не вносит. Соблюдение любой нормы того или иного НПА, регулирующего деятельность аптечных организаций и работников, подконтрольно соответствующему министерству, федеральной службе и т. п. Не говоря уже о том, что многие из норм находятся под бдительным оком лицензионного контроля (см. п. 2), а некоторые соответствуют пунктам 3 и 4.
Согласно пунктам 1–3 статьи 2 Закона № 247‑ФЗ, ОТ устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами и прочими НПА федеральных органов исполнительной власти (в нашем случае, например, Минздрава, Росздравнадзора). Таким образом, ОТ шире, чем лицензионные требования (ЛТ) — они включают и ЛТ, и все другие нормы законов, приказов и постановлений, касающиеся деятельности аптек и фармспециалистов: от правил приёмки, хранения, отпуска аптечных товаров, технического оснащения и санитарного режима до вопросов, связанных со специальностью.
Исключение составляют только нормы НПА, носящие рекомендательный, не обязывающий характер. Они по сути, не являются требованиями, а значит и не могут быть отнесены к ОТ. Например, нормы пунктов 34 и 53 Правил надлежащей аптечной практики (приказ Минздрава от 31.08.2016 № 647н) о том, что «для предоставления услуг по фармконсультированию допускается выделение специальной зоны». Они ОТ не являются. А вот норма следующего пункта этого приказа («При реализации лекарственных препаратов фармработник не вправе скрывать от покупателя информацию о наличии иных лекарственных препаратов, имеющих одинаковое МНН и цены на них относительно к запрошенному») является ОТ.
Официальные разъяснения теперь имеют юридическую силу
Теперь перейдём к настоящим новеллам Закона № 247‑ФЗ — к тому, чего раньше в нашем законодательстве никогда не было. Пункт 1 статьи 14 закона обязывает федеральные органы исполнительной власти давать в отношении принятых ими НПА официальные разъяснения. При этом такие разъяснения не могут изменять смысл ОТ или устанавливать новые ОТ.
Выделенная курсивом фраза означает следующее. За разъяснениями можно обращаться в Минздрав или Росздравнадзор (по поводу утверждённых ими приказов, например), в Правительство РФ (в связи с его постановлениями). Но вот по поводу неясных норм законов за разъяснениями обратиться не к кому, ведь Федеральное собрание не является органом исполнительной власти.
А теперь о самом важном. В пункте 2 той же статьи имеется норма о том, что действия работников, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями ОТ, не могут квалифицироваться как нарушение. Это означает, например, что если вы не знали, как исполнять какой‑либо пункт приказа, официально обратились в Минздрав за разъяснением, получили его и теперь действуете точно в соответствии с этим разъяснением, то вас ни в коем случае нельзя по этому вопросу привлечь к административной ответственности.
«Раньше тот или иной департамент Минздрава тоже мог давать разъяснения, но это представлялось как мнение департамента, даже не как рекомендация», — комментирует тему Елена Неволина, исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и Некоммерческого партнёрства «Аптечная гильдия» — «Если этому разъяснению следовали, а потом показывали проверяющим, обнаружившим (по их мнению) нарушение, то от административной ответственности это не спасало, потому что суд, руководствуясь действовавшим законодательством, не принимал разъяснения Минздрава в качестве доказательства правоты ответчика».
«Кстати, больше всего мы сталкивались с подобными проблемами в связи с перечнем ЖНВЛП. ФАС выпустил несколько писем, разъясняющих порядок формирования цен на препараты перечня, и эти письма никогда судом в расчёт не принимались. А теперь они будут обязаны учитывать эти разъяснения», — подчёркивает Елена Неволина.
Что ж, видимо, это и есть подобие той «окончательной бумажки-брони», которую стремился получить профессор Преображенский из «Собачьего сердца», чтобы обезопасить себя от нежданных посетителей с непредсказуемыми требованиями. Вывод такой: смело пишите запросы в Минздрав, Росздравнадзор и Правительство по проблемным для вас темам аптечной практики, чтобы потом было чем защититься от претензий проверяющих и, если до этого дойдёт, избежать в суде наложения административного наказания.
Только исполнимые законы
За многие десятилетия мы привыкли к тому, что в любой момент может появиться любая норма, в том числе необоснованная, неисполнимая и даже нелепая. Закон № 247‑ФЗ призван положить этому конец. Вводятся принципы установления и оценки применения ОТ. В частности:
- обоснованность;
- открытость и предсказуемость;
- правовая определённость и системность;
- исполнимость.
Поясним третий пункт. Теперь законы, приказы и постановления должны излагаться ясно и понятно. Не должно быть дублирования норм, и они не должны противоречить друг другу. Кроме того, все нормы должны быть в системном единстве.
Что касается последнего принципа, то он имеет более широкое значение, чем его прямое толкование. При установлении конкретного ОТ, например, Минздравом, это ведомство должно оценить затраты аптечных организаций и работников на его исполнение. И только в том случае, если эти затраты соразмерны рискам, которые предотвращает введение этого ОТ, оно может считаться оправданным и соответствующим Закону № 247‑ФЗ. Иными словами, овчинка должна стоить выделки.
Реестр обязательных требований
Чтобы с ОТ было легче ознакомиться, пункт 2 статьи 10 Закона № 247‑ФЗ определяет, что должен существовать реестр ОТ. Уже принято Постановление Правительства РФ от 06.02.2021 № 128, утвердившее правила формирования, ведения и актуализации этого реестра. Кстати, теперь можно дать ещё один, самый простой ответ на вопрос, какие требования являются обязательными — те, которые включены в реестр ОТ.
К 1 марта реестр ОТ будет введён в опытную эксплуатацию, а не позже 1 июля 2021 г. Минцифры РФ должно обеспечить работу интернет-портала реестра, который в отношении каждого ОТ должен включать:
- его содержание;
- сведения о пункте и статье закона, приказа или постановления, установивших данное требование;
- ссылка на текст этого НПА на сайте pravo.gov.ru или ссылка на его прямое скачивание;
- срок действия ОТ;
- указание о том, является ли оно действующим или недействующим (потерявшие силу ОТ не будут удаляться из реестра);
- деятельность, действия, лица и объекты, к которым применяется данное ОТ;
- наименование органа, который уполномочен проверять его соблюдение;
- административная ответственность за его нарушение;
- гиперссылка на проверочные листы, и другие сведения.
Из Постановления № 128 следует, что сведения о каждом новом ОТ должны вноситься в реестр не позднее, чем за 5 рабочих дней до вступления в силу НПА, вводящего это требование.
По принципу «весна-осень»
Постановление № 128 само по себе является прекрасным примером нового порядка, утверждённого Законом «Об обязательных требованиях». В одном из его пунктов указано, что оно вступает в силу 1 марта 2021 г. Эта дата не случайна. Дело в том, что теперь положения НПА, вводящие ОТ (за исключением некоторых срочных и особо важных НПА), будут обретать силу либо 1 марта, либо 1 сентября, но не ранее, чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования этого НПА. Это определяет пункт 1 статьи 3 упомянутого закона.
Смысл утверждения такой нормы и предоставления 90 дней заключается в том, чтобы успеть подготовиться к введению новых требований, которые перестанут выскакивать «как чёрт из табакерки» на протяжении всего года, а будут вступать в силу группами, всего два раза в год, в первые дни весны и осени. Кроме того, новая норма избавляет нас от каждодневного слежения за изменениями законодательства.
Положение о принципе «весна-осень» введено в действие только с 1 февраля, позже остальных норм Закона № 247‑ФЗ. Поэтому, в отличие от Постановления № 128 (датированного 6 февраля и вступающего в силу 1 марта), НПА более ранних дат — например, Приказ Минздрава РФ от 31.07.2020 № 780н «Об утверждении видов аптечных организаций», Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров…» и тот же Закон «Об обязательных требованиях» — 1 марта дожидаться не стали и уже действуют.
Один закон противоречит другому
Важной новеллой Закона № 247‑ФЗ является также постоянная оценка фактического воздействия НПА, установившего то или иное ОТ. Она будет проводиться с целью выявления их реального воздействия на деятельность организаций и лиц, и установления, насколько они обоснованы, избыточны, не содержат ли излишних ограничений, запретов и обязанностей. На основании этого НПА и их нормы могут упраздняться, и правительство должно в скором времени определить порядок этой процедуры.
Наш эксперт Елена Неволина согласна с мнением, что на текущем этапе «регуляторной гильотины», в который мы вступили после принятия Закона «Об обязательных требованиях», и после 1 января 2021 г., общее число ОТ снижается, а эффективность их применения повышается. В начале года мы избавились от многих отягчающих отрасль норм, но это только полдела.
Пункт 2 статьи 7 Закона № 247‑ФЗ определяет, что ОТ не должны дублировать друг друга, однако в законодательстве ещё остаются нормы, которые регулируют один и тот же вопрос, но по‑разному. В качестве примера Елена Неволина напоминает о положениях Приказа Минздравсоцразвития от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» и Приказа Минздрава от 31.08.2016 № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов…», касающихся темы стеллажных карточек.
Из пунктов 10 и 11 первого из них следует, что стеллажные карточки должны содержать информацию о наименовании, форме выпуска, дозировке, номере серии, сроке годности и производителе лекарственного средства. Пунктом 29 Правил НПХиП содержание стеллажных карт никак не регулируется. Кроме того, этот НПА допускает применение электронной системы обработки данных вместо стеллажных карт, что не позволяет Приказ № 706н.
Благодаря Закону № 247‑ФЗ такое дублирование и противоречие норм стало недопустимым. Более того, с 1 ноября 2020 г. имеется механизм решения подобных проблем. «Мы направили запросы по поводу этих и других пока ещё противоречивых и неясных ОТ в Минздрав и Правительство, и теперь, уже в рамках нового порядка, мы получим разъяснения, которые фактически будут иметь законную силу и могут быть предъявлены работниками аптечных организаций в ходе проверки», — подчёркивает Елена Неволина.
Первая весна ОТ
Что ж, подождём 1 марта. Во-первых, в этот день вступят в силу нормы о реестре ОТ Закона «Об обязательных требованиях». Во-вторых, 1 марта 2021 г. в первый раз ОТ разных законов, приказов и постановлений вступят в силу одномоментно, с наступлением весны, которая уже не за горами.
Читайте по теме
1 июня 2020
Обзор законов: онлайн-продажа ЛС с доставкой и поправки в приказ № 403н
8 мая 2020
«Если работа первостольника сводится к тому, чтобы пробить чек, то для чего так долго учиться?»
Интервью о проекте профессионального стандарта «Фармацевт» с одним из его авторов — Еленой Неволиной
3 января 2020
Лучшее за 2019 год. Приказ № 4н: подробный разбор
Обзор вебинара о новом порядке назначения и оформления рецептов — изучаем изменения наглядно
4 октября 2019
Обзор законов: поправки в правилах выписки рецептов и новый перечень ЖНВЛП
Что изменилось в нормативно-правовом поле в сентябре 2019 года
2 сентября 2019
Обзор законов: реестр всех аптек по категориям риска и отмена регистрации всего фенспирида
Что изменилось в нормативно-правовом поле в августе 2019 года
1 августа 2019
Обзор законов: новые ЖНВЛП и отмена льготных налоговых режимов
18 июля 2019
Аккредитация: что изменилось?
Минздрав изменил порядок аккредитации фармацевтов в 2019 году — подробно изучаем новый приказ
3 июля 2019
Обзор законов: 8 лет за прегабалин без рецепта и новая процедура экзамена по аккредитации
5 июня 2019
Обзор законов: дополнения к приказу № 4н и новые подробности по маркировке
6 мая 2019
Обзор законов: срок действия старых рецептурных бланков и первые кандидаты в ЖНВЛП-2020
Что изменилось в нормативно-правовом поле в апреле 2019 года
5 октября 2018
Обзор законов: ликвидация муниципальных аптек и компенсация затрат на ЖКХ для фармацевтов
Что изменилось в нормативно-правовом поле в сентябре 2018 года
6 августа 2018
Обзор законов: новая обязанность первостольников, смягчение наказания за нарушения ПКУ и судьба фармацевтов без сертификата
24 октября 2017
Как вас будут проверять? Часть вторая
Самвел Григорян продолжает обзор нового регламента для проверяющих из Росздравнадзора
11 октября 2017
Как вас будут проверять? Часть первая
Самвел Григорян о новом Административном регламенте Росздравнадзора по проведению проверок
1 сентября 2017
Новая система проверок: считаем баллы
Самвел Григорян о нюансах применения риск-ориентированного подхода в фармотрасли
30 августа 2017
Проверочная революция: листы пока чисты
Самвел Григорян о проверочных листах и других изменениях в сфере проведения проверок
11 мая 2017
Корректировка НАП и новый способ расчета надбавок: новинки фармзаконодательства
Полина Звездина о том, что изменилось в нормативно-правовых актах за апрель 2017 г.
3 мая 2017
Жаропонижающие по рецепту
Минздрав предписал сделать рецептурной комбинацию ибупрофена и парацетамола — что из этого следует?
19 марта 2017
Страсти по ККТ: кому аптека, а кому реалити-шоу
Самвел Григорян о переходе на новый порядок применения контрольно-кассовой техники
2 апреля 2016
Анатолий Тенцер
о том, почему легализация дистанционных продаж не сделает погоды на фармрынке
18 января 2016
Ошибается врач, платит...?
Алексей Панов о перспективах страхования пациентов от врачебных ошибок
15 октября 2015
Торговый сбор
Самвел Григоряно новом налоге, который многие уже назвали аналогом стоимости патента
21 июля 2015
Quantum satis, или ни больше ни меньше
Самвел Григоряно том, целесообразно ли разрешить «делить» упаковки лекарственных препаратов
1 июля 2015
Между врачом и продавцом
Самвел Григоряно том, какие еще услуги могут оказываться в аптеках
27 апреля 2015
Пиратству — бой
Екатерина Филиппова о том, что изготовление фальшивых лекарств отныне грозит реальными сроками
3 марта 2015
В списках значатся...
Самвел Григорян о новых перечнях лекарственных препаратов, сформированных Минздравом
13 января 2015
Лекарственная дистанция
Самвел Григорян о том, что важно знать об аптечных интернет-услугах
12 января 2015
Год на год не пришелся
Самвел Григорян побеседовал с экспертами и участниками фармотрасли о событиях уходящего года
12 декабря 2014
Безрецептурный пирог
Самвел Григорян об упорстве правительства в деле допуска торговых сетей к продаже лекарств
3 декабря 2014
Сцены у первого стола
Самвел Григорян о первых месяцах работы приказа МЗ № 1175н и необходимости «МНН-просвещения»
3 декабря 2014
Судьба дженериков и рецептурная доля
Самвел Григорян о переизбытке воспроизведенных ЛС и «рецептурном голоде»
13 ноября 2014
C чего начинается качество?
Самвел Григорян об очередном издании Государственной фармакопеи и фармакопейной истории
21 сентября 2014
Наводить порядок нужно осторожно
Давид Мелик-Гусейнов комментирует вступившие в силу нормы и планы Минздрава
18 марта 2014
Третий квартал: прирост ниже ожиданий
Ирина Дроздова-Куривчак о том, какие результаты показал аптечный ритейл в третьем квартале 2013 года
17 марта 2014
Елена Неволина
Елена Неволина о том, к чему может привести продажа лекарств в магазинах
11 февраля 2014
Дорогая моя реформа
Анна Долаевская провела свое расследование «о ребрендинге милиции».
4 ноября 2013
Recipe: МНН
Самвел Григорян о возможности выписки рецептов по МНН и о том, к чему это может привести
26 октября 2013
Третий квартал: рост или обвал?
Ирина Куривчак об итогах работы аптечного ритейла в третьем квартале 2011 года
13 октября 2013
Первый квартал: рост в рублях и долларах
Ирина Дроздова-Куривчак о динамике рынка аптечного ритейла в первом квартале 2013 года