Назад в СССР
В середине мая из Государственной думы (далее — ГД) повеяло Главным аптечным управлением (ГАпУ). Так в советские времена называлась структура при Минздраве СССР, которая исполняла функции по лекарственному обеспечению и организации аптечного дела. В 1988 г. она была преобразована в объединение «Союзфармация». Тем, кто тогда не жил, трудно представить, что фармотрасль была организована совсем по‑другому. Привычные рыночные механизмы в ней отсутствовали, цены на большинство лекарств были низкими (но многие жизненно важные препараты, в основном импортные, стоили все‑таки дорого), и, самое главное, царил дефицит — многих лекарств было попросту не достать. Тогда не было частных фармдистрибьюторов и частных аптек, а ГАпУ было главной организацией, ответственной за лекарственное обеспечение населения. Оно являлось и главным заказчиком продукции советских фармацевтических заводов и фабрик, и главным поставщиком ассортимента для аптек. Сейчас эта архаика далеко позади, но министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, судя по сообщению официального сайта фракции «Единая Россия» в ГД, недавно напомнил о ГАпУ, произнеся это словосочетание. Попробуем разобраться, что на самом деле было сказано, стоят ли за этим серьезные намерения, и если да, то какие.
О чем говорили на «правительственном часе»
Сайт фракции «Единая Россия» в ГД, помимо слов министра, цитирует также мнение Александра Петрова — члена Комитета ГД по охране здоровья, который в ходе так называемого «правительственного часа» с участием Михаила Мурашко отметил, что в РФ «следует создать единый орган управления лекарственным обеспечением». Звучит не очень конкретно. Другая фраза парламентария о том, что в РФ нужна государственная система лекарственной безопасности, тоже не сильно поясняет сказанное. Напрашивается вопрос: чем тогда у нас занимаются Минздрав и Росздравнадзор? Почему им и другим госорганам не удается совместными усилиями сконструировать систему лекарственной безопасности (если представить, что это действительно так).
Что касается лекарственного обеспечения, то это тема особая. Произнося это словосочетание, обычно имеют в виду обязательства государства перед особыми категориями пациентов, которым оно помогает получить (приобрести) лекарства, зачастую жизненно необходимые. Будем откровенны — полноценная стройная система лекарственного возмещения/страхования у нас еще не создана, хотя на федеральном и региональном уровнях существуют отдельные льготные программы, а некоторые из них даже неплохо работают.
Именно поэтому на «правительственном часе» затрагивалась также тема федерального регистра граждан, имеющих право на получение бесплатных ЛС. И министр, комментируя ее, напомнил, что законопроект о таком регистре уже находится на рассмотрении ГД. Занесенные в него граждане будут обеспечиваться определенными лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Затрагивались на заседании и темы дефицита отдельных лекарственных позиций, ценовой политики и госзакупок. Именно в этом ключе и прозвучала резонансная фраза министра. Заговорив о необходимости создания дополнительных резервов по медицинским изделиям и определенным лекарственным препаратам, он, согласно сайту фракции «Единая Россия», выступил за создание Главного аптечного управления.
ГАпУ — регулятор?
Прежде чем произнести «вот тебе бабушка и Юрьев день», попробуем понять, чем это самое ГАпУ может заниматься. «Пока не вполне ясно, что имел в виду министр, — излагает свою точку зрения Николай Беспалов, директор по развитию Аналитической компании RNC Pharma. — Смею предположить, что под этим предложением имеются в виду прежде всего вопросы регулирования отрасли».
Ведь ГАпУ, напоминает Николай Беспалов, обладало колоссальными инфраструктурными возможностями и научными компетенциями, от которых сейчас фактически ничего не осталось. Причем речь идет не просто об отсутствии системы. «Это один из примеров, когда от советской инфраструктуры по факту почти ничего не осталось физически. Современный российский фармрынок был вынужден построить ее практически заново и в отношении системы товародвижения, и в рамках производственных компетенций», — констатирует Николай Беспалов.
Под регулированием отрасли у нас принято понимать нормотворчество и контроль за соблюдением норм. Недостатка регуляторов у нас нет, начиная с Минздрава и Росздравнадзора. Зачем нужна еще одна регулирующая структура, не совсем понятно.
Елена Неволина, исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия», наоборот, не считает, что ГАпУ должно стать регулятором. Чтобы пояснить, зачем России могло понадобиться реанимировать идею ГАпУ в 2020 году, она представила небольшой экскурс в историю.
Где, чего и сколько
В советские времена, напоминает Елена Неволина, ГАпУ занималось закупкой лекарственных препаратов и затем распределяло их по республикам, краям и областям СССР. Этот процесс выглядел так. Территория составляла заявку и защищала в ГАпУ указанные количества лекарственных препаратов. Для этого в ГАпУ приезжали главные специалисты, руководители территориальных аптечных управлений и органов здравоохранения. На основании этого составлялась общесоюзная заявка.
При этом если на каком‑то этапе описываемых процедур допускались ошибки, то они могли иметь следствием, например, дефицит тех или иных лекарственных наименований как в целом по стране, так и в отдельных республиках, краях, областях. Или, наоборот, излишек мало востребованных препаратов и — как следствие — истечение сроков годности. В общем, в полном соответствии с духом плановой, а не рыночной экономики. Но при этих минусах было одно важное обстоятельство. Благодаря наличию такой структуры, как ГАпУ, государство было в курсе того, какими резервами оно обладает.
Возьмем, например, нынешнюю ситуацию с коронавирусом, продолжает Елена Неволина. В связи с ней возникла срочная потребность иметь точное представление о том, какое количество единиц того или иного лекарственного препарата или медицинского изделия имеется в целом по стране и в отдельных субъектах РФ. «Сегодня у нас такой информации нет. Например, мы не знали в текущем режиме, сколько осталось масок в той или иной республике, области, городе. Эту информацию приходилось собирать. Для этого создавались рабочие группы, когда пандемия уже шла и когда количество больных уже было довольно высоким», — констатирует эксперт.
Итак, если подытожить эти рассуждения, то можно предположить, что одна из целей создания ГАпУ — сконцентрировать государственные резервы лекарственных препаратов и иметь информацию об их наличии в том или ином субъекте федерации и в целом по стране в текущем режиме. Эти данные важны прежде всего при возникновении чрезвычайных ситуаций. Иными словами, ГАпУ может быть востребовано в рамках решения задачи централизации государственных лекарственных ресурсов. «По факту в настоящее время централизованная политика либо отсутствует, либо сопряжена с огромными проблемами организационного характера», — отмечает Николай Беспалов.
Централизация закупок
Централизация ресурсов влечет за собой централизацию госзакупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, и в этом Елена Неволина видит еще один мотив создания структуры, отдаленно напоминающей ГАпУ: «Я помню одно совещание, которое произошло около 7 лет назад. На нем речь шла о том, чтобы централизовать закупки для льготных категорий граждан хотя бы той причине, что цена закупаемых препаратов почти всегда зависит от объема. Из-за этого обстоятельства цены на один и тот же лекарственный препарат в разных субъектах федерации могут различаться существенно. Соответственно, нередко сильно различаются и затраты региональных бюджетов. В случае централизации, если закупки будут осуществляться на федеральном уровне, можно будет значительно снизить цены закупаемых позиций, но тогда возникнет серьезная проблема четкого расчета потребности каждого региона», — подчеркивает Елена Неволина.
Действительно, чем дальше наверх, тем меньше чувствуешь почву. Чтобы не сложилась такая ситуация, когда в одном субъекте РФ нехватка жизненно важного препарата N, а в другом — его избыток. Или в одной области миллионы медицинских масок, а в другой — заканчиваются последние тысячи. Для того чтобы этого избежать, нужна чрезвычайно тонкая настройка и филигранная регулировка государственных лекарственных запасов. Если для этого включить на максимальную мощность механизм расчета и планирования лекарственной потребности — тот, о котором сказано выше — то это уже будет полноценное ГАпУ.
Иной процент
Зададимся вопросом, обладает ли современная Россия базой для создания ГАпУ? Николай Беспалов напоминает, что в рознице доля государственных аптек и сетей в 2019 г. составила 7,4 %, причем она планомерно сокращается. Остатки государственной системы дистрибьюции сейчас наблюдаются только на региональном уровне, и они целиком и полностью зависят от работы коммерческих оптовиков. Здесь даже долю считать нет смысла, полагает Николай Беспалов, — она мизерная. Государственные производственные предприятия тоже существуют, но значимой силой на фармрынке давно не являются. Их точную долю подсчитать проблематично, поскольку есть примеры смешанных капиталов. Но в целом эта доля не превышает 4–5 % от общего объема производства в России, резюмирует Николай Беспалов.
Когда в экономически развитых странах говорят о лекарственном обеспечении, в котором принимает участие государство, то зачастую имеют в виду систему лекарственного возмещения/страхования. В нашей стране она еще не создана, но ГАпУ может стать удобной площадкой тактического управления этой системой.
Елена Неволина считает, что рассуждать об этом пока можно только гипотетически, но не исключает такую возможность в будущем, обращая внимание в связи с этим на, казалось бы, незначительную деталь. Одно из изменений, внесенное в Приказ от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». Имеется в виду появление графы «Иной процент» в рецептурном бланке формы N 148–1/у-04 (л).
Вероятно, это говорит о том, что государство планирует установление какого‑то процента сооплаты для отдельных категорий граждан или отдельных групп лекарственных препаратов, и это должно быть указано в рецепте. На основании подобных деталей можно предположить, что определенная подготовка к внедрению лекарственного страхования идет, и она проявляется в таких нормах приказов, как графа про «иной процент», заключает Елена Неволина.
Время покажет, дождемся ли мы конкретики на тему ГАпУ. Если идее будет дан ход, хотелось бы, чтобы это не была история про то, как мы всей страной наступили на грабли.
Читайте по теме
4 августа 2022
Обзор законов: новые проверочные листы и реестр фармработников
Главные новинки фармацевтического законодательства в июле 2022 года
11 ноября 2021
Борьба за независимость
Сколько одиночных аптек осталось в России, и в каких регионах они обгоняют «сетевиков»
1 июня 2020
Обзор законов: онлайн-продажа ЛС с доставкой и поправки в приказ № 403н
8 мая 2020
«Если работа первостольника сводится к тому, чтобы пробить чек, то для чего так долго учиться?»
Интервью о проекте профессионального стандарта «Фармацевт» с одним из его авторов — Еленой Неволиной
25 декабря 2019
Итоги фармы-2019: зона турбулентности
Главные события уходящего года в фармацевтической отрасли и прогнозы экспертов на 2020 год
5 ноября 2019
Обзор законов: «Маркировка», журналы ПКУ и получение аккредитации
Что изменилось в нормативно-правовом поле в октябре 2019 года
4 октября 2019
Обзор законов: поправки в правилах выписки рецептов и новый перечень ЖНВЛП
Что изменилось в нормативно-правовом поле в сентябре 2019 года
2 сентября 2019
Обзор законов: реестр всех аптек по категориям риска и отмена регистрации всего фенспирида
Что изменилось в нормативно-правовом поле в августе 2019 года
19 августа 2019
Без зава на ошибку
Аптечные сети отказываются от заведующих — зачем они это делают и к чему это приведет
18 июля 2019
Аккредитация: что изменилось?
Минздрав изменил порядок аккредитации фармацевтов в 2019 году — подробно изучаем новый приказ
3 июля 2019
Обзор законов: 8 лет за прегабалин без рецепта и новая процедура экзамена по аккредитации
5 июня 2019
Обзор законов: дополнения к приказу № 4н и новые подробности по маркировке
19 декабря 2018
Итоги 2018 года: отбились от супермаркетов
Эксперты фармрынка назвали главное достижение и самое неприятное событие уходящего года
5 октября 2018
Обзор законов: ликвидация муниципальных аптек и компенсация затрат на ЖКХ для фармацевтов
Что изменилось в нормативно-правовом поле в сентябре 2018 года
6 августа 2018
Обзор законов: новая обязанность первостольников, смягчение наказания за нарушения ПКУ и судьба фармацевтов без сертификата
11 мая 2017
Корректировка НАП и новый способ расчета надбавок: новинки фармзаконодательства
Полина Звездина о том, что изменилось в нормативно-правовых актах за апрель 2017 г.
2 апреля 2016
Анатолий Тенцер
о том, почему легализация дистанционных продаж не сделает погоды на фармрынке
31 января 2016
Башня грифонов
Самвел Григорян о доброй примете, связанной с именем знаменитого петербуржского аптекаря
18 января 2016
Ошибается врач, платит...?
Алексей Панов о перспективах страхования пациентов от врачебных ошибок
15 октября 2015
Торговый сбор
Самвел Григоряно новом налоге, который многие уже назвали аналогом стоимости патента
25 августа 2015
Портрет на аптечной посуде
Самвел Григоряно музейной ценности альбарелло — старинных сосудах для хранения лекарств
21 июля 2015
Quantum satis, или ни больше ни меньше
Самвел Григоряно том, целесообразно ли разрешить «делить» упаковки лекарственных препаратов
1 июля 2015
Между врачом и продавцом
Самвел Григоряно том, какие еще услуги могут оказываться в аптеках
1 июля 2015
Рабочее воскресенье
Самвел Григорянразмышляет на тему оптимального графика работы аптечных организаций
27 апреля 2015
Пиратству — бой
Екатерина Филиппова о том, что изготовление фальшивых лекарств отныне грозит реальными сроками
3 марта 2015
В списках значатся...
Самвел Григорян о новых перечнях лекарственных препаратов, сформированных Минздравом
13 января 2015
Лекарственная дистанция
Самвел Григорян о том, что важно знать об аптечных интернет-услугах
12 января 2015
Год на год не пришелся
Самвел Григорян побеседовал с экспертами и участниками фармотрасли о событиях уходящего года
28 декабря 2014
«Капли датского короля»
Самвел Григорян о том, что отражают привычные и оригинальные названия аптек
12 декабря 2014
Безрецептурный пирог
Самвел Григорян об упорстве правительства в деле допуска торговых сетей к продаже лекарств
3 декабря 2014
Сцены у первого стола
Самвел Григорян о первых месяцах работы приказа МЗ № 1175н и необходимости «МНН-просвещения»
3 декабря 2014
Судьба дженериков и рецептурная доля
Самвел Григорян о переизбытке воспроизведенных ЛС и «рецептурном голоде»
20 ноября 2014
Алкоголизм: экономическое бремя для страны
Роза Ягудина о том, сколько стоит стране каждый пациент, больной алкоголизмом
13 ноября 2014
C чего начинается качество?
Самвел Григорян об очередном издании Государственной фармакопеи и фармакопейной истории
13 ноября 2014
Во главе аптек и библиотек
Самвел Григорян об истории Аптекарского приказа и его книжной сокровищнице
21 сентября 2014
Наводить порядок нужно осторожно
Давид Мелик-Гусейнов комментирует вступившие в силу нормы и планы Минздрава
18 марта 2014
Третий квартал: прирост ниже ожиданий
Ирина Дроздова-Куривчак о том, какие результаты показал аптечный ритейл в третьем квартале 2013 года
17 марта 2014
Елена Неволина
Елена Неволина о том, к чему может привести продажа лекарств в магазинах
11 февраля 2014
Дорогая моя реформа
Анна Долаевская провела свое расследование «о ребрендинге милиции».
4 ноября 2013
Recipe: МНН
Самвел Григорян о возможности выписки рецептов по МНН и о том, к чему это может привести
26 октября 2013
Третий квартал: рост или обвал?
Ирина Куривчак об итогах работы аптечного ритейла в третьем квартале 2011 года
13 октября 2013
Первый квартал: рост в рублях и долларах
Ирина Дроздова-Куривчак о динамике рынка аптечного ритейла в первом квартале 2013 года