-->
22 января 2020
Текст: Самвел Григорян
Фото: depositphotos.com

Аптеки под прицелом

Минздрав представил 10 новых поводов для внеплановых проверок аптечных организаций — изучаем «индикаторы риска»

Пока вся страна 31 декабря 2019 года готовилась вручать подарки и есть салаты, кто‑то в Минздраве не спешил к праздничному столу. Он размещал на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов проект нового приказа, который вносит важные дополнения в контрольно-надзорную деятельность Росздравнадзора. Фактически приказ Минздрава вынесен на общественное обсуждение, которое продлится до 28 января 2020 г. Даже первое прочтение его текста порождает вопросы о том, как он будет применяться и не дает ли он Росздравнадзору слишком широкие полномочия. Предлагаем вам ознакомиться с обзором нового документа и высказать свое мнение о нем как в комментариях на нашем сайте, так и во вкладке «Ваши предложения» к законопроекту на федеральном портале.

Наши эксперты

Елена Неволина

соавтор Надлежащих аптечных практик, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная фармацевтическая палата»

Лилия Титова

исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций

Индикаторы риска

Название у приказа длинное, но, чтобы вы сразу сконцентрировались на главном, мы заменили в нем полное название ведомства на сокращенное и выделили ключевые слова: «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых в качестве основания для проведения внеплановых проверок при осуществлении Росздравнадзором федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств».

Чтобы вспомнить, о каких индикаторах идет речь, необходимо заглянуть в подпункт 5.1 статьи 2 Федерального закона № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля». В нем говорится, что индикаторы риска нарушения обязательных требований (будем называть их дальше «ИРНОТ», а «обязательные требования» — «ОТ») — это параметры, отклонение от которых само по себе еще не является доказательством нарушения, но свидетельствует о высокой его вероятности и может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Проще говоря, чтобы внезапно нагрянуть в аптечную или другую фармацевтическую организацию, инспектору Росздравнадзора необходимо будет «обзавестись» хотя бы одним индикатором. Легко или трудно ему будет это сделать после вступления приказа в силу — вот в чем вопрос. «Зависит от того, соблюдает ли организация обязательные требования», — скажет кто‑то, и будет прав. «Зависит от того, как сформулированы эти индикаторы и не дают ли они инспектору „оружие“ на все случаи жизни», — ответит другой человек, и тоже не ошибется.

Но прежде чем погрузиться в текст проекта, ответим на вопрос, зачем вообще нужен приказ об индикаторах риска, если о них уже сказано в Законе № 294‑ФЗ? Дело в том, что в этом же законе есть пункт 8 статьи 8.1, который определяет, что применение индикаторов риска возможно только в тех сферах, где это «предусмотрено положениями о видах федерального госконтроля (надзора)».

Чтобы их применение стало возможным в нашей отрасли, в ноябре 2019 г. вступили в силу поправки в «Положение о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств» (Постановление Правительства РФ от 15.11.2012 № 1043). Теперь один из абзацев пункта 6 Положения выглядит так (названия ведомств сокращены): «Как основание для проведения внеплановых проверок Росздравнадзором и его территориальными органами используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Минздравом РФ».

Ну а приказ Минздрава, как видите, не заставил себя долго ждать. Он содержит 10 пунктов, в каждом из которых сформулирован один ИРНОТ. Написаны они так, что вполне могут вызвать у потенциальных проверяемых как недоумение, так и легкую панику.

Список «индикаторов риска» (нажмите, чтобы прочесть)

  1. Неоднократное направление в организацию (юрлицо или ИП) предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и/или непредставление уведомления об исполнении таких предостережений.
  2. Непредставление в Росздравнадзор информации о лице, ответственном за внедрение и обеспечение системы качества, осуществляющем мониторинг эффективности системы качества и актуализацию стандартных операционных процедур, а также отсутствие доступа к контактам с ответственным лицом в постоянном режиме.
  3. Поступление в Росздравнадзор информации о возможных отклонениях по качеству лекарственного средства определенного наименования и производителя на любом этапе обращения ЛС.
  4. Поступление в ведомство информации и (или) документов, свидетельствующих о намерении юрлица или ИП производить, изготавливать, ввозить, реализовывать, отпускать, применять недоброкачественное, фальсифицированное, контрафактное или незарегистрированное лекарственное средство.
  5. Поступление в Росздравнадзор информации из Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о реализации и перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. А также информации о реализации и перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте.
  6. Поступление в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения информации об отпуске, реализации, передаче субъектам обращения лекарственных средств (за исключением производителей лекарственных средств и организаций оптовой торговли) лекарственных препаратов, обладающих психоактивным действием, в количестве, превышающем 100 единиц продукции.
  7. Выявление Росздравнадзором по результатам мониторинга зарубежных регуляторных агентств информации о потенциальных проблемах безопасности при применении лекарственного средства, находящегося в обороте. Даже если в отношении такого ЛС отсутствует информация о рисках применения (безопасности) в Автоматизированной информационной системе Росздравнадзора «Фармаконадзор».
  8. Выявление ведомством по результатам мониторинга официальных интернет-сайтов зарубежных регуляторных агентств информации о наличии проблем, связанных с качеством лекарственного средства для медицинского применения, при отсутствии в Росздравнадзоре информации о выявлении на территории Российской Федерации лекарственных средств для медицинского применения, не соответствующих установленным требованиям к их качеству.
  9. Размещение в средствах массовой информации (в том числе в интернет-СМИ) сведений о наличии проблем безопасности при применении лекарственного средства на территории Российской Федерации, при отсутствии указанных данных в Автоматизированной информационной системе Росздравнадзора «Фармаконадзор».
  10. Размещение в сети «Интернет» и в средствах массовой информации сведений, свидетельствующих о наличии в обращении лекарственных средств, не соответствующих установленным требованиям к их качеству.

Возможное отклонение от качества

Возьмем, например, первый индикатор: «Неоднократное направление в адрес юрлица или ИП предостережений о недопустимости нарушения ОТ и (или) непредставление юрлицом или ИП уведомления об исполнении предостережения». Вроде всё логично, но смущает один из союзов, выделенных жирным шрифтом. Присутствие в этой формуле союза «или» означает, что внеплановая проверка формально может быть проведена даже в том случае, если организация представила в Росздравнадзор исчерпывающие уведомления об исполнении предостережений — то есть об устранении нарушений ОТ.

Еще более обескураживает индикатор № 3: «Поступление в Росздравнадзор от физлиц и (или) юрлиц, ИП информации, свидетельствующей о возможных отклонениях по качеству лекарственного средства определенного наименования и производителя, на любом этапе его обращения».

Здесь вызывает беспокойство отсутствие разъяснений формулировки «поступление… информации». Поскольку нет никаких уточнений, ее можно толковать так, что информация о возможных отклонениях может поступать в Росздравнадзор любым образом, в том числе в виде анонимного звонка, письма и прочих форм доносов. Широкое поле для подобных «поступлений» открывают примененные в формулировке слова «физлиц» и «возможных [отклонениях]».

Необязательно, чтобы отклонение от норм вообще имело место; достаточно, чтобы инспектор Росздравнадзора зафиксировал, что некто сообщил о его возможности. ИРНОТ № 3 не обязывает должностных лиц ведомства опираться на документы при инициировании внеплановой проверки (фактически достаточно и слов). Иначе говоря, если не появятся ограничивающие эту формулировку нормы, для проведения внеплановой проверки достаточно будет любого анонимного «поклепа» и безосновательного подозрения.

Как проверить индикатор

Елена Неволина обращает внимание на третий и четвертый индикаторы. В частности, возникает вопрос, как будет верифицироваться информация. Напомним, что четвертым пунктом в проекте приказа идет: «Поступление в Росздравнадзор информации и (или) документов, свидетельствующих о намерении юрлица, ИП производить, изготавливать, ввозить в РФ, реализовывать, отпускать, применять недоброкачественное, фальсифицированное, контрафактное, незарегистрированное лекарственное средство для медприменения». Очевидно, что проверка поступившей информации необходима, иначе ситуация будет чревата злоупотреблениями.

Лилия Титова, в свою очередь, комментирует тему следующим образом: «Разработка нормативного акта, конкретизирующего виды нарушений, которые могут быть основаниями для внеплановых проверок, несомненно, носит позитивный характер. Внеплановая проверка — очень серьезное мероприятие и повод для беспокойства для участника фармрынка. Поэтому чем более определенным будет перечень индикаторов для ее проведения, тем более прозрачным будет и сам процесс».

С одной стороны, подчеркивает Лилия Титова, можно отметить, что в проекте приказа достаточно полно учтены причины, по которым инициировались внеплановые проверки за последние годы. В то же время, по ее мнению, формулировки ряда пунктов несут за собой определенный субъективизм. Это касается и обращений граждан в Росздравнадзор по возможным отклонениям по качеству конкретного лекарственного средства. Это может произойти, например, если потребитель недоволен его лечебным действием.

«Но зачастую „неполученный“ или „не в полной мере полученный“ эффект от лекарственного препарата связан не с нарушением показателей качества, а с индивидуальными особенностями организма того или иного пациента. Если по каждому подобному обращению возбуждать внеплановую проверку, то деятельность Росздравнадзора превратится в сплошное инспектирование производителей и аптек. Это не будет способствовать улучшению качества лекарственных препаратов, а вот на работе аптек и других фармпредприятий отразится негативно», — считает Лилия Титова, добавляя, что СПФО в своих предложениях на сайте www.regulation.gov.ru отразит эти риски и предложит прописать отдельные пункты в проекте приказа более конкретно.

Прав тот, у кого больше прав

Итак, на примере трех индикаторов мы показали, что основная проблема проекта приказа — это расплывчатость его формулировок, отсутствие в нем прописанных процедур. А процедуры нужны, потому что иначе окажется под вопросом само качество лекарственных препаратов и фармуслуг.

Чтобы это проиллюстрировать, Елена Неволина приводит следующий пример по индикатору № 1. Предположим, сотрудник Росздравнадзора направляет аптеке предостережение о том, что в ней недостаточно места для хранения термолабильных препаратов. От адресата приходит уведомление, в котором говорится, что организация устранила проблему, приобретя холодильник.

Но инспектор может считать, что объем товарооборота этой аптеки слишком велик, и одного нового холодильника недостаточно. А руководитель аптечной организации может иметь противоположную точку зрения. И правы могут быть оба. Но «прав больше» у первого, потому что пункт № 1 проекта приказа дает ему основание для внеплановой проверки, даже при наличии ответного уведомления от аптеки. А если бы была четкая детальная процедура, то ни одна из сторон не смогла бы воспользоваться неопределенностью по своему усмотрению.

Ждем Административный регламент

Елена Неволина полагает, что детальные процедуры и прочая конкретизация — включая верификацию поступающей в Росздравнадзор информации об отклонениях по качеству — должны быть не в самом приказе об индикаторах риска, а в административном регламенте, регулирующем в том числе тему внеплановых проверок. В связи с этим, конечно, в первую очередь вспоминается действующий «Административный регламент Росздравнадзора по исполнению федерального госнадзора в сфере обращения лекарственных средств посредством организации и проведения проверок соблюдения субъектами обращения… требований к… хранению, перевозке, отпуску, реализации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств» (приказ Минздрава РФ от 26.122016 № 998н, название с сокращениями).

Понятно, что на сегодняшний день словосочетание «индикатор риска» в нем отсутствует. Но рано или поздно тема ИРНОТ найдет отражение в этом или отдельном административном регламенте. Елена Неволина утверждает, что работа в этом направлении уже ведется, однако затрудняется сказать определенно, когда могут быть опубликованы и утверждены нормы, конкретизирующие ситуацию с ИРНОТ в связи с проведением внеплановых проверок.

Проблемы, которые мы описали, касаются не только трех пунктов проекта приказа. Вопрос возможной вольной трактовки инспекторами Росздравнадзора этих рисков возникает и при прочтении других пунктов. Возьмем, например, ИРНОТ № 10 — «Размещение в сети «Интернет» и в СМИ сведений, свидетельствующих о наличии в обращении на территории РФ лекарственных средств, несоответствующих установленным требованиям к их качеству». А как насчет fake news? То есть достаточно анониму или не скрывающему имени человеку — возможно, даже не вполне здоровому психически — разместить какую‑то информацию о лекарстве или аптеке в интернете, и жди проверки.

Та же «недокументированность», расплывчатость оснований для проверки видится и в пунктах 7–9. Особенно удивляют пункты 7 и 8. Оказывается, Росздравнадзор сможет проводить проверки российских фарморганизаций, в том числе аптек, по результатам мониторинга зарубежных регуляторных агентств и их сайтов. Такой мониторинг нужен, но как с ним связаны проверки аптек?

Единственный «индикатор риска», не вызывающий вопросов, — это пункт № 2 в списке. Он сформулирован так: «Непредставление юрлицом, ИП в Росздравнадзор информации о лице, ответственном за внедрение и обеспечение системы качества… а также отсутствие доступа к контактам с ответственным лицом в постоянном режиме».

По мнению Елены Неволиной, после появления административного регламента по теме проведения внеплановых проверок, который должен детализировать и прояснить все неясные вопросы, можно будет проанализировать его и сказать, содержит ли он риски превышения должностными лицами своих полномочий. А пока слово «риск» скорее относится к аптекам, к которым, судя по десяти индикаторам в их нынешних формулировках, могут прийти с внеплановой проверкой почти по любому поводу.

В завершение статьи хотелось бы задаться вопросом о том, почему индикаторы риска утверждаются не одновременно с административным регламентом, который детально прописывает их применение? Ведь это всё равно что произвести и запустить в обращение лекарственный препарат, а инструкцию по его применению в упаковку не вложить.

7389 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями

Читайте по теме

22 ноября 2021

«Даже если аптека — бизнес, это социально ответственный бизнес»

Зампредседатля комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов рассказал о мерах поддержки российских аптек

1558 просмотров

19 октября 2021

Не пропустите вебинар о самых актуальных предложениях по изменению фармацевтического законодательства!

608 просмотров

6 августа 2021

Обзор законов: новый лекарственный перечень и очередные правки в правила отпуска ЛС

Все главные новеллы фармацевтического законодательства в июле 2021 года

6272 просмотров

14 июля 2021

Изменилась инструкция противоопухолевого препарата компании «АстраЗенека»

1302 просмотров

1 апреля 2021

Минздрав усилит контроль за препаратами с фенобарбиталом

4529 просмотров

15 февраля 2021

Всем законам закон

1 февраля вступило в силу важное положение ФЗ «Об обязательных требованиях», а 1 марта начнут действовать ещё два

13673 просмотров

11 февраля 2021

Законопроект об ограничениях маркетинговых выплат аптекам принят в первом чтении

3315 просмотров

3 февраля 2021

Утверждён новый регламент лицензирования оборота наркотических и психотропных препаратов

3408 просмотров

28 января 2021

Стиралка в аптеке

Вступили в силу новые Санитарные правила и приказ о видах аптечных организаций - внимательно изучаем оба документа

25365 просмотров

13 января 2021

Изменилась инструкция по применению препарата «Залтрап»

2149 просмотров

13 января 2021

Росздравнадзор напомнил о новых требованиях, вступивших в силу в 2021 году

19704 просмотров

11 ноября 2020

В автомобильные аптечки добавили медицинские маски

2222 просмотров

18 сентября 2020

Утвержден новый список видов аптечных организаций

9390 просмотров

8 сентября 2020

Происхождение видов

Минздрав представил новый классификатор видов аптек — после общественного обсуждения из него убрали упоминание об ИП

8610 просмотров

4 сентября 2020

Санитарно-эпидемиологическое недоразумение

Что особенного в проекте новых Санитарных правил и почему эксперты фармотрасли видят в них угрозу превышения полномочий Роспотребнадзора

8665 просмотров

20 августа 2020

Девять потерянных заповедей

Список «индикаторов риска» для проверок аптек сократился всего до одной позиции: какие требования были в начале и с чем связано такое послабление

2117 просмотров

3 августа 2020

Будь в курсе: новые приказы и постановления

Обзор новинок законодательства за июль — новый тип журнала в аптеке, определение фармацевтического консультирования и план действий при сбоях в системе маркировки

6704 просмотров

20 июля 2020

Список «индикаторов риска» аптек сократили до одной позиции

2083 просмотров

10 июля 2020

Невидимый инспектор

Росздравнадзор утвердил формы актов о проведении контрольных закупок в аптеках — теперь они могут быть дистанционными

5183 просмотров

18 июня 2020

В конце июня перестанет действовать целый ряд нормативных документов, затрагивающих оборот ЛС (список)

6248 просмотров

11 июня 2020

Назад в СССР

В Госдуме обсуждают возрождение Главного аптечного управления — что это такое и реально ли сегодня настолько централизовать рынок

4237 просмотров

1 июня 2020

Обзор законов: онлайн-продажа ЛС с доставкой и поправки в приказ № 403н

Что изменилось в нормативно-правовом поле в мае 2020 года

4658 просмотров

21 мая 2020

Сдержать и подсчитать: разбор законопроекта

Новый документ ограничивает влияние аптечных сетей, вменяет первостольникам дополнительную обязанность и создает единый реестр фармработников

5397 просмотров

8 мая 2020

«Если работа первостольника сводится к тому, чтобы пробить чек, то для чего так долго учиться?»

Интервью о проекте профессионального стандарта «Фармацевт» с одним из его авторов — Еленой Неволиной

10156 просмотров

23 апреля 2020

Анальгин стучится в дверь

Изучаем Федеральный закон № 105 ФЗ, регламентирующий онлайн-продажу и доставку лекарственных препаратов на дом

4257 просмотров

13 февраля 2020

Отменено 10 нормативных актов СССР, касающихся фармации (список)

3118 просмотров

10 февраля 2020

Внимание — сегодня вступили в силу изменения в приказ Минздрава № 4н о рецептах

7769 просмотров

7 февраля 2020

Депутаты: в аптеках должны быть отдельные витрины для отечественных препаратов

2179 просмотров

15 января 2020

Отменено четыре устаревших нормативных акта, касающихся фармации

4121 просмотров

16 декабря 2019

«Маркировка»: наглядно для первостольников (видео)

Текстовая версия вебинара об использовании сканеров и кассовой программы при розничной продаже промаркированных ЛП

16518 просмотров

28 ноября 2019

Изменилась процедура ввода лекарственных препаратов в оборот

2588 просмотров

30 октября 2019

Сделай сам

Депутаты намерены вернуть аптекам право изготавливать зарегистрированные в России ЛС — рассуждаем, нужно ли это отрасли

4177 просмотров

18 октября 2019

Преднизолон и все-все-все

Наступит ли в России «лекарственный апокалипсис» и чего ждать отрасли от 2020 года — отвечают участники рынка и эксперты

7652 просмотров

11 октября 2019

Pharmastrategies — 2020: в ожидании бури

На отраслевом саммите в Москве участники рынка и эксперты отрасли подвели итоги работы и обсудили главные угрозы 2020 года

6768 просмотров

4 октября 2019

Обзор законов: поправки в правилах выписки рецептов и новый перечень ЖНВЛП

Что изменилось в нормативно-правовом поле в сентябре 2019 года

6588 просмотров

23 сентября 2019

Депутаты проголосовали за отмену особых налоговых режимов для аптек

2701 просмотров

12 августа 2019

Депутаты предлагают ввести единую наценку на ЛС и ограничить маркетинговые договоры

2425 просмотров

18 июля 2019

Аккредитация: что изменилось?

Минздрав изменил порядок аккредитации фармацевтов в 2019 году — подробно изучаем новый приказ

19545 просмотров

3 июля 2019

Обзор законов: 8 лет за прегабалин без рецепта и новая процедура экзамена по аккредитации

Что изменилось в нормативно-правовом поле в июне 2019 года

6637 просмотров

1 июля 2019

Проверки аптек: предостережение вместо штрафа

Правительство планирует принципиально изменить подход к контрольно-надзорной деятельности — изучаем новый законопроект

5215 просмотров

24 июня 2019

Законы на замену

Росздравнадзор активно «вычищает» неактуальные нормативные акты: эксперты отрасли рассказали, какие приказы и постановления требуют корректировки

4818 просмотров

13 июня 2019

«Ловушки» приказа № 4н

Тонкости формулировок новых правил выписки рецептов на лекарства в 2020 году и «незначительные» ошибки врачей, из‑за которых проверяющий может оштрафовать аптеку и первостольника

77004 просмотров

10 июня 2019

Вступил в силу закон о регулировании цен на ЖНВЛП

5682 просмотров

5 июня 2019

Обзор законов: дополнения к приказу № 4н и новые подробности по маркировке

Что изменилось в нормативно-правовом поле в мае 2019 года

6448 просмотров

22 мая 2019

В приказ Минздрава № 4н внесут первые поправки (скачать документ)

4244 просмотров

12 апреля 2019

Минздрав изменил текст приказа № 4н о новом порядке оформления рецептов (скачать новую версию)

15728 просмотров

10 апреля 2019

Больницам на труднодоступных территориях могут разрешить продавать лекарства

1870 просмотров

1 марта 2019

Утвержден новый порядок приостановления применения ЛС в России

4156 просмотров

27 февраля 2019

Опубликован проект новой номенклатуры должностей фармработников (таблица)

6791 просмотров

23 января 2019

Фарма-2019: гиганты в прозрачной воде

Прогноз ключевых трендов и изменений в фармацевтической отрасли — чего добивается государство и куда идет рынок

3363 просмотров

28 декабря 2018

Названа дата, с которой Росздравнадзор сможет проводить контрольные закупки в аптеках

5219 просмотров

30 ноября 2018

Фармакопея XIV: новое в хранении ЛС

Первый взгляд на новую редакцию сборника стандартов фармацевтической отрасли государственной Фармакопеи Российской Федерации — разбираемся, что изменилось

57502 просмотров

27 ноября 2018

Росздравнадзор запустил интернет-опрос, в котором можно высказать свои идеи по изменению законов

1702 просмотров

22 ноября 2018

Депутаты приняли новый закон, который усилит контроль за качеством ЛС

1834 просмотров

12 ноября 2018

Приказ № 1/5: что нового?

Разбор совместного приказа МВД и Росгвардии о взаимодействии по охране и оснащении аптек, работающих с ПКУ, — Самвел Григорян объясняет, что изменилось

7897 просмотров

26 октября 2018

Ликвидация МУП и ГУП: последствия

Правительство готовит закон о ликвидации аптек с государственной формой собственности — эксперты рассказали, к чему это приведет

11276 просмотров

19 октября 2018

Поменялся порядок внесения изменений в регистрационные досье лекарств

1783 просмотров

10 октября 2018

Куда мы катимся

Как будут работать аптеки через 10 лет, если вступят в силу все придуманные сейчас законы и продолжатся экономические тренды

10729 просмотров

5 октября 2018

Обзор законов: ликвидация муниципальных аптек и компенсация затрат на ЖКХ для фармацевтов

Что изменилось в нормативно-правовом поле в сентябре 2018 года

7898 просмотров

10 сентября 2018

При регистрации ЛС нужно будет предоставлять патент

1271 просмотров

3 сентября 2018

«Если угрозы здоровью людей нет, то норма является излишней»

Елена Неволина и Мария Литвинова рассказали о глобальной ревизии фармзаконодательства и о том, как ответственный по качеству в аптеке облегчает жизнь коллегам

11758 просмотров

21 августа 2018

Поправки в законе усложнят открытие аптек в жилых домах

4388 просмотров

6 августа 2018

Обзор законов: новая обязанность первостольников, смягчение наказания за нарушения ПКУ и судьба фармацевтов без сертификата

Что изменилось в нормативно-правовом поле в июле 2018 года

10262 просмотров

3 августа 2018

Минпромторг поменяет регламент лицензирования производства лекарств

1664 просмотров

2 августа 2018

Запуск системы «Меркурий» отложили

2691 просмотров

25 июня 2018

Рискованная работа

Обзор вебинара Ларисы Гарбузовой о проверках — как работает риск-ориентированная модель и какие нарушения в аптеке при проверке Росздравнадзор находит чаще всего

8658 просмотров

4 июня 2018

Тонкости приказа № 149н

Самвел Григорян дает комментарии к новому приказу 149н Минздрава о ПКУ, опубликованному 05.04 2018 года — на какие препараты он распространяется, а на какие нет

38999 просмотров

6 апреля 2018

Рецептология: предупрежден, значит вооружен

Самвел Григорян комментирует проект приказа Минздрава, который содержит новые нюансы порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также проясняет ситуацию с электронными рецептами

14602 просмотров

19 сентября 2017

Приказ Минздрава № 403н: новые правила выписывания и отпуска лекарственных средств

Самвел Григорян рассказывает о новом документе, регулирующем порядок отпуска лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента, вступающем в силу с 22 сентября

297195 просмотров

14 сентября 2017

Минздрав принял новые правила отпуска лекарственных средств (cкачать документ)

19698 просмотров

2 сентября 2017

МВД разделило проверки аптек на документарные и выездные (скачать новый регламент)

1855 просмотров

27 июля 2017

Совет Федерации запретил «алкоматы»

1558 просмотров

24 июля 2017

Госдума ввела ограничения на предельный возраст главврачей

3145 просмотров

3 июля 2017

Минздрав хочет внести изменения в порядок предметно-количественного учета

2474 просмотров

30 июня 2017

Фармабсурд: заведующему нельзя быть первостольником

Самвел Григорян о нормах, не позволяющих обладателям сертификата по специальности «Управление и экономика фармации» работать за первым столом

20493 просмотров

20 июня 2017

Законопроекты о наказаниях за препятствия работе медиков были приняты в первом чтении

1541 просмотров

11 мая 2017

Вступили в силу изменения в закон «О контрактной системе в сфере закупок»

1275 просмотров

18 апреля 2017

Принят закон об электронном больничном листе

1482 просмотров

24 января 2017

Росздравнадзор будет проводить контрольные закупки в аптеках

3086 просмотров

19 января 2017

Врачам разрешат выписывать рецепты и ставить диагнозы дистанционно

1779 просмотров

12 января 2017

Куплю лекарство без лекарственной формы

Самвел Григорян о необычных изменениях, касающихся описания лекарств при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд

4272 просмотров

11 января 2017

Утверждены новые правила надлежащей аптечной практики, а также практики хранения и перевозки ЛС (скачать документ)

4722 просмотров

10 января 2017

Минздрав предложил включить в ЖНВЛП препараты для борьбы с зависимостью от табака

1316 просмотров

10 января 2017

Фармацевт на пятерку

На общественное обсуждение выложен профессиональный стандарт «Фармацевт» — Самвел Григорян выделил самое интересное в новом документе

12467 просмотров

6 июля 2016

Минздрав изменил правила вакцинации

1981 просмотров

5 июля 2016

С 1 июля для аптек действуют новые правила по изготовлению лекарств

2093 просмотров

27 июня 2016

Госдума нанесла удар по настойке боярышника

3435 просмотров

10 мая 2016

ФАС потребовал от Минздрава внести изменения в Методические рекомендации по лечению гриппа

2135 просмотров

2 апреля 2016

Анатолий Тенцер

о том, почему легализация дистанционных продаж не сделает погоды на фармрынке

2459 просмотров

25 января 2016

Вступил в силу приказ Минздрава о времени приема пациентов

2669 просмотров

18 января 2016

Ошибается врач, платит...?

Алексей Панов о перспективах страхования пациентов от врачебных ошибок

3047 просмотров

15 октября 2015

Торговый сбор

Самвел Григоряно новом налоге, который многие уже назвали аналогом стоимости патента

3101 просмотров

24 августа 2015

С чего начинаются цены

Самвел Григоряноб изменениях в ценообразовании ЖНВЛП

2144 просмотров

21 июля 2015

Quantum satis, или ни больше ни меньше

Самвел Григоряно том, целесообразно ли разрешить «делить» упаковки лекарственных препаратов

46169 просмотров

1 июля 2015

Между врачом и продавцом

Самвел Григоряно том, какие еще услуги могут оказываться в аптеках

5049 просмотров

27 апреля 2015

От декабря к июлю

Самвел Григорян о новшествах Федерального закона № 429-ФЗ

3356 просмотров

27 апреля 2015

Заместить и локализовать

Самвел Григорян о текущих вопросах импортозамещения

1220 просмотров

27 апреля 2015

Пиратству — бой

Екатерина Филиппова о том, что изготовление фальшивых лекарств отныне грозит реальными сроками

2183 просмотров

3 марта 2015

В списках значатся...

Самвел Григорян о новых перечнях лекарственных препаратов, сформированных Минздравом

2499 просмотров

13 января 2015

Лекарственная дистанция

Самвел Григорян о том, что важно знать об аптечных интернет-услугах

2384 просмотров

12 января 2015

Год на год не пришелся

Самвел Григорян побеседовал с экспертами и участниками фармотрасли о событиях уходящего года

1651 просмотров

12 декабря 2014

Безрецептурный пирог

Самвел Григорян об упорстве правительства в деле допуска торговых сетей к продаже лекарств

1420 просмотров

3 декабря 2014

Сцены у первого стола

Самвел Григорян о первых месяцах работы приказа МЗ № 1175н и необходимости «МНН-просвещения»

1896 просмотров

3 декабря 2014

Судьба дженериков и рецептурная доля

Самвел Григорян о переизбытке воспроизведенных ЛС и «рецептурном голоде»

2698 просмотров

13 ноября 2014

C чего начинается качество?

Самвел Григорян об очередном издании Государственной фармакопеи и фармакопейной истории

2295 просмотров

22 октября 2014

Запреты и ответы

Юлия Егорова комментирует положения нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

3953 просмотров

22 сентября 2014

«Безуставные» отношения

Самвел Григорян о том, как лучше регулировать аптечную сферу: множеством приказов или одним Аптекарским уставом

1542 просмотров

21 сентября 2014

Наводить порядок нужно осторожно

Давид Мелик-Гусейнов комментирует вступившие в силу нормы и планы Минздрава

1653 просмотров

18 марта 2014

Третий квартал: прирост ниже ожиданий

Ирина Дроздова-Куривчак о том, какие результаты показал аптечный ритейл в третьем квартале 2013 года

1167 просмотров

17 марта 2014

Елена Неволина

 Елена Неволина о том, к чему может привести продажа лекарств в магазинах

1896 просмотров

11 февраля 2014

Дорогая моя реформа

Анна Долаевская провела свое расследование «о ребрендинге милиции».

1473 просмотров

15 января 2014

Преступление и наказание

Виктор Свитич, начальник юридического отдела ЗАО НПК «Катрен» о том, что можно, что нельзя и что за это будет в свете закона «Об основах охраны здоровья граждан»

1994 просмотров

9 января 2014

Опасные путешествия

Андрей Колесников, юрисконсульт ЗАО НПК «Катрен», о том, чем может обернуться для фармацевтов веселая поездка за границу за счет фармкомпании

1509 просмотров

4 ноября 2013

"Лекарственный кодекс" № 61-ФЗ . Обновление 2020.

Самвел Григорян о существенных изменениях в Законе № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств»

10627 просмотров

4 ноября 2013

Recipe: МНН

Самвел Григорян о возможности выписки рецептов по МНН и о том, к чему это может привести

9738 просмотров

4 ноября 2013

О новой жизни и старых отношениях

Абсолютное большинство государств устроено в соответствии с Конституцией. Имеются свои основополагающие акты и в отдельных отраслях экономики, общественной жизни. Одним из таких документов, определяющих базовые принципы организации и функционирования российского фармсектора, является Закон «Об обращении лекарственных средств»

1493 просмотров

26 октября 2013

Третий квартал: рост или обвал?

Ирина Куривчак об итогах работы аптечного ритейла в третьем квартале 2011 года

1559 просмотров

13 октября 2013

Первый квартал: рост в рублях и долларах

Ирина Дроздова-Куривчак о динамике рынка аптечного ритейла в первом квартале 2013 года

1122 просмотров

23 сентября 2013

Елена Неволина

о порядке выплаты страховых взносов и других законах

1784 просмотров

1 мая 2013

Прогноз аптечной погоды

Многие из тех, кто не знаком с аптечным делом «изнутри», считают его высокорентабельным предприятием. Среди сторонних наблюдателей бытует мнение, что аптечный бизнес обеспечивает значительную прибыль на основе гарантированного спроса.

1663 просмотров

16 апреля 2013

Четвертый квартал и итоги года: есть ли поводы для оптимизма?

Ирина Дроздова-Куривчак об объемах рынка аптечного ритейла в четвертом квартале и о том, как эксперты оценивают итоги 2012 года.

1262 просмотров

3 марта 2013

Третий квартал: рынок вырос даже в сезон спада

 Ирина Дроздова-Куривчак об объемах рынка аптечного ритейла в третьем квартале и о том, готовы ли аптеки конкурировать с магазинами в продаже лекарств

1201 просмотров

29 января 2013

Вспомнить всё

Руководитель проекта «Катрен — Правовая защита» Светлана Голубенко комментирует основные изменения 2011 года

1589 просмотров

27 декабря 2012

Итоги второго квартала

 Ирина Куривчак о росте цен, увеличении продаж парафармацевтики, повышении штрафов для аптек, усилении конкуренции и других событиях второго квартала 2012 года

1340 просмотров

15 октября 2012

Аптечный ритейл: итоги 2011 года

Ирина Куривчак о результатах деятельности компаний в сфере аптечного ритейла в четвертом квартале 2011 и в целом в 2011 году

1332 просмотров

Комментарии
comments powered by HyperComments
Регистрация на вебинар Приемочный контроль лекарств и медицинских изделий с учетом требований правил надлежащей аптечной практики

Нажимая на кнопку, я принимаю соглашение на обработку персональных данных.

Спасибо за ваш отзыв!
Ваш отзыв отправлен и появится на сайте сразу после прохождения модерации
Спасибо!
На вашу почту отправлено письмо с инструкциями для подтверждения регистрации.
Ошибка!